Атомная энергетика

Атомная энергетика
Описание атомной станции малой мощности
Описание реакторной установки
Параметры реакторной установки
Основные решения по конструкции активной зоны
Парогенератор обеспечивает выработку пара
Компенсатор давления
Описание систем реакторной установки
Системы аварийной остановки реактора
Система аварийного охлаждения активной зоны
Локализующие системы безопасности
Обеспечивающие системы безопасности
Технологическая схема сборки твэла
Ионизирующие излучения
Принцип работы атомных электрических станций
Надежность АЭС
Реакторы типа РБМК-1000
Реакторы типа ВВЭР
(водо-водяные энергетические реакторы)
Принцип работы теплоэлектрических
преобразователей
Характеристики
современных термоэлектропреобразователей
.
Проект второй очереди Нововоронежской АЭС
Повышение безопасности энергоблока №4 НВАЭС
Особенности ядерных реакторов
Основные этапы ядерного топливного цикла

Топливо ядерных реакторов

Парогенератор АЭС реактора БН-600.
Задача: найти расход теплоносителя,
тепловую мощность
Задача: рассчитать толщину стенок труб
теплопередающей поверхности
Задача: рассчитать геометрические
размеры парогенератора.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ТИПЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Парогенератор.

Гидроэлектрические станции
 

Парогенератор

Парогенератор обеспечивает выработку пара на всех режимах работы реакторной установки, а также используется для отвода остаточных тепловыделений от активной зоны при расхолаживании.

Парогенератор установки КЛТ-40 змеевиковый, с небольшим перегревом пара. Он представляет собой рекуперативный теплообменный аппарат вертикального исполнения (рис. 3.1.7). Генерация пара осуществляется за счет теплообмена между средой первого контура, движущейся в межтрубном пространстве, и средой второго контура, поступающей противотоком (питательная вода) в трубную систему и выходящей из нее в виде перегретого пара.

Парогенератор

Рис. 3.1.7. Парогенератор:

1 – корпус; 2 – трубная система; 3 – крышка; 4 – сборный паровой коллектор;

5 – патрубок перегретого пара; 6 – съемная крышка; 7 – опорная цапфа

Парогенератор состоит из корпуса 1, крышки 3 и трубной системы 2. Корпус - цилиндрический сосуд из перлитной стали с эллиптическим днищем, защищенный изнутри антикоррозионной наплавкой и соединенный патрубком с корпусом реактора. С помощью цапфы 7 парогенератор опирается на бак защиты.

Крышка - плоская с отверстиями на периферии для прохождения перегретого пара из труб в сборный коллектор 4 и далее в выходной патрубок 5.

Материал трубок ПГ – коррозионно-стойкий титановый сплав.

Трубная система ПГ выполнена в виде набора цилиндрических пространственных спиральных змеевиков, объединенных в самостоятельные секции по подводу питательной воды и отводу перегретого пара. Доступ к секциям осуществляется при снятии крышки 6. В случае возникновения межконтурной неплотности любая из подводящих труб может быть выявлена и заглушена. Возможна и замена всей трубной системы.

3.1.8. Циркуляционный насос первого контура

ЦНПК обеспечиваюет циркуляцию воды по первому контуру. Насос цетробежный консольного типа с гидростатическими подшипниками.

Циркуляционный насос (рис. 3.1.8.) представляет собой единый агрегат, состоящий из центробежного насоса и герметичного электродвигателя. В конструкции агрегата отсутствуют сальниковые уплотнения, что позволяет исключить связанные с работой этих узлов возможные протечки воды из контура в окружающую среду. Электродвигатель насоса - асинхронный с короткозамкнутым ротором 1, омываемым водой первого контура. Статор электродвигателя имеет две независимые обмотки 11 и 12, обеспечивающие работу насоса на большой и малой скоростях. Магнитопровод 14 статора с обмотками защищен от коррозионного воздействия воды герметичной гильзой 15. Прочноплотный корпус 13 статора с герметичными электровводами воспринимает давление воды первого контура и исключает ее протечку наружу даже в случае нарушения плотности герметичной гильзы.

Циркуляционный насос первого контура

Рис. 3.1.8. Циркуляционный насос первого контура:

1 – ротор; 2, 4 – упорные подшипники; 3 – импеллер; 5 – крышка; 6 – тахо-генератор; 7, 10 – линзовые прокладки; 8, 17 – подшипники скольжения; 9 – крышка корпуса; 11, 12 – обмотки статора; 13 – корпус статора; 14 – магнитопровод; 15 – герметичная гильза; 16 – холодильник; 18 – рабочее колесо

Ротор электродвигателя вращается в подшипниках скольжения 8 и 17, а действующее на него осевое усилие воспринимается подшипниками 2 и 4. Материалы пар трения - хромоникелевый сплав высокой твердости и графитопласт. Смазка и охлаждение трущихся поверхностей подшипников, а также охлаждение ротора, герметичной гильзы и статора, осуществляется водой первого контура, прокачиваемой импеллером 3 по автономному, встроенному в насос, контуру, тепло от которого отводится в холодильнике 16 водой третьего контура РУ. Растворенный в воде и могущий скапливаться под крышкой 5 газ постоянно удаляется ко входу в рабочее колесо 18 через вертикальный канал в роторе. Электронасос имеет два разъема, уплотняемые с помощью линзовых прокладок 7 и 10, компенсирующих температурные деформации сопрягаемых поверхностей.

Контроль за состоянием и работой насоса осуществляется по ряду параметров - силе потребляемого тока, сопротивлению изоляции обмоток статора, частоте вращения ротора (по тахогенератору 6), температурам воды первого контура под крышкой 5 и воды третьего контура на входе и выходе из холодильника 16.

Атомная энергетика