Атомная энергетика

Атомная энергетика
Описание атомной станции малой мощности
Описание реакторной установки
Параметры реакторной установки
Основные решения по конструкции активной зоны
Парогенератор обеспечивает выработку пара
Компенсатор давления
Описание систем реакторной установки
Системы аварийной остановки реактора
Система аварийного охлаждения активной зоны
Локализующие системы безопасности
Обеспечивающие системы безопасности
Технологическая схема сборки твэла
Ионизирующие излучения
Принцип работы атомных электрических станций
Надежность АЭС
Реакторы типа РБМК-1000
Реакторы типа ВВЭР
(водо-водяные энергетические реакторы)
Принцип работы теплоэлектрических
преобразователей
Характеристики
современных термоэлектропреобразователей
.
Проект второй очереди Нововоронежской АЭС
Повышение безопасности энергоблока №4 НВАЭС
Особенности ядерных реакторов
Основные этапы ядерного топливного цикла

Топливо ядерных реакторов

Парогенератор АЭС реактора БН-600.
Задача: найти расход теплоносителя,
тепловую мощность
Задача: рассчитать толщину стенок труб
теплопередающей поверхности
Задача: рассчитать геометрические
размеры парогенератора.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ТИПЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Парогенератор.

Гидроэлектрические станции
 

Технико-экономическое обоснование модернизации (исследовательская часть)

В исследовательской части дипломного проекта проведено технико-экономическое сравнение плавучего энергоблока на основе традиционной РУ КЛТ-40C с канальной активной зоной и безперегрузочной работой в течении 3 лет и ПЭБ с модернизированной кассетной активной зоной с 12-годичным циклом безперегрузочной работы.

Проведено относительное сравнение стоимости модернизированного энергоблока по сравнению с базовым вариантом.

По согласованию с руководителями дипломного проекта и ввиду невозможности определения точной стоимости работ по некоторым этапам, расчет по этим этапам проводится согласно экспертным оценкам.

Относительное удорожание ПЭБ:

По сравнению с базовым вариантом существуют следующие дополнительные затраты:

Затраты на НИОКР для новой топливной загрузки;

Затраты на аттестацию и верификацию расчетных кодов в Госатомнадзоре России;

Дополнительные Затраты новой топливной загрузки;

Относительное удешевление ПЭБ:

Данная часть формируется за счет исключения:

Перегрузочных работ;

Исключения ХОЯТ на ПЭБ;

Изготовительные работы для 6 активных зон;

Транспортные расходы на доставку 6 новых активных зон;

Расчет относительного удорожания ПЭБ

Затраты на НИОКР состоят из:

Разработка эскизного проекта активной зоны, включая отработку нейтронной физики, теплогидравлики активной зоны и ядерной безопасности. По экспертным оценкам – 1 млн. руб.

Разработка технического и рабочих проектов кассетной активной зоны. Согласно / 15/ принята равной 9,5 млн. руб.

Отработка новых твэл с проведением ресурсных испытаний в составе реактора “МИР М1”, затем в реакторе атомного ледокола согласно экспертной оценке принята равной 28 млн. руб.

Затраты на аттестацию и верификацию расчетных кодов в Госатомнадзоре России

Поскольку предполагается наладить серийное производство ПЭБ, то, согласно законодательству РФ, требуется получение лицензий для использующегося программного обеспечения. По имеющемуся опыту, стоимость данного этапа принимается равной 7 млн. руб. Данная статья расходов также включает разработку дополнений к “Предварительному отчету по обоснованию безопасности РУ” и ПООБ ПЭБ.

Затраты на изготовление новой топливной загрузки

Согласно /15/, стоимость одной кассетной зоны принимаем равной 95 млн. руб. Стоимость канальная зона составляет 70 млн. руб. /15/.

Удорожание для ПЭБ составляет 25млн.руб. × 2 РУ = 50 млн.руб.

Расчет относительного удешевления ПЭБ

Перегрузочные работы

Таким образом, ввиду исключения трех перегрузок, экономим 1,36 млн. руб.

Исключение хранилища отработанного ядерного топлива на ПЭБ

Согласно /15/ мокрое хранилище отработанного ядерного топлива на ПЭБ вместе с перегрузочным оборудованием составляет 1000 млн. руб.

Эксплуатационные затраты

Состав эксплуатационных затрат:

- обращение с РАО и ОЯТ - 16,3 млн.руб.;

- использование судна атомно-технологического обслуживания (АТО) для доставки новых топливных загрузок на площадку ПЭБ - 7,4 млн.руб.;

- эксплуатация машин и механизмов (электроэнергия, ГСМ и пр.) и обеспечение обслуживающего персонала жильем и питанием. Данная составляющая в оценочном расчете не учитывается в виду малого ее вклада в эксплуатационные затраты.

Затраты на работы по изготовлению 6 дополнительных канальных активных зон

Относительная экономия от применения модернизации топливной загрузки составляет:

95 млн.руб. - 4х70 млн.руб.= -185 млн.руб

Транспортные расходы на доставку трех новых активных зон

Стоимость доставки активной зоны не учитывается ввиду ее незначительности для условий головного ПЭБ (г. Северодвинск)

ВЫВОД:

Относительное удорожание:

1 млн.руб. + 9,5 млн.руб. +28 млн.руб.+ 7 млн.руб. + 50 млн.руб. = 95,5 млн.руб.

 2. Относительное удешевление:

 1,36 млн.руб. + 1000 млн.руб. + 16,3 млн.руб. + (7,4×3) млн.руб. + 185 млн.руб. = = 1225 млн.руб.

3. Общая экономия составляет 1225-95,5=1130 млн.руб. Общая относительная экономия 18,8%

4. Таким образом, экономический эффект от перехода на кассетную активную зону существенно превышает затраты на НИОКР и разработку дополнений к ПООБ. Кроме того, исключение перегрузок выемного блока способствует уменьшению срока окупаемости капитальных вложений и снижению себестоимости вырабатываемой электроэнергии.

Сводная таблица по статьям затрат, имеющих существенные отличия для базового и модернезированного ПЭБ

Параметр

Базовый ПЭБ

Модернизованный ПЭБ

Nтепл, МВт

2х150

2х150

Стоимость ПЭБ, млн.руб.

6000

4870

в том числе ХОЯТ и перегрузка оборудования, млн.руб.

1000

-

Количество АЗ, шт

2 РУ х 4перегрузки=8

2

Стоимость активной зоны, млн.руб.

70

95

Стоимость всех топливных загрузок за межремонтный период, млн.руб.

70х8=560

95х2=190

Эксплуатационные затраты, млн.руб.:

- обращение с РАО и ХОЯТ;

16,3

-

- использование судна АТО

7,4×3=22,2

-

Атомная энергетика