История искусства Театр, хореография, изобразительное искусство

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Изобразительное искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура достигла своего расцвета в V в. до н.э. На развитие культуры оказало влияние древнегреческая мифология. Образы богов антропоморфны. Отличие богов от людей: боги бессмертны, вечно молодые и здоровые.

Античный театр Древней Греции. Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).

Античный театр Древнего Рима Театр Римской республики (середина III в. до н.э. - конец I в. до н.э.). Превращение Рима в сильнейшее государство. Покорение Македонии (148 г. до н.э.) и Греции (146 г. до н.э.). Завершение политического объединения Средиземноморья. Восстания рабов. Гражданские войны II-I вв. до н.э. Кризис республики.

Хореографическая культура античного мира. Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.).

Русское изобразительное искусство ХI-ХVI веков. Живопись. Домонгольский период ХI-ХII вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.

Изобразительное искусство западного средневековья ХII-ХV веков. Христианство, которое пришло на смену варварству, принесло огромные преобразования. Но отношение к человеку изменилось. Если античность выдвигала человека образцом всего, то теперь человек – источник греха. Возникает ощущение неуверенности, страха перед неизбежным судом. Церковь становится центром культуры.

Средневековый театр Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и театр.

Хореографическая культура средневековья Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы {385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства. Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров, искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения и барокко. Гуманизм как характерная черта искусства эпохи Возрождения в Италии. Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений, обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты – этико-философские и эстетические основы творчества.

Русское искусство ХVII - ХVIII веков. Со второй половины ХVII в. начинается новый период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.

Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Рождение оперной и инструментальной музыки Эпоха Возрождения – это грандиозный расцвет пространственных изобразительных искусств. В ХVI-ХVII вв. начинается развитие серьезной музыки, то есть движения во времени. Утверждается стиль музыкального барокко {405} – мир чувственных страстей, сочетающий противоречия динамики и статики. Барокко выразило мировоззрение и духовный смысл эпохи, противоречивость эстетики и ее художественный идеал.

Хореографическая культура эпохи Возрождения Значение гуманистов в развитии ренессансной культуры. Место искусства в борьбе против феодально-церковной идеологии. Возникновение профессиональных актеров и профессионального театра. Связь ренессансного театра с народной культурой. Возникновение и эволюция жанров музыкального театра – оперы и балета.

Театр классицизма ХVII века Искусство ХVII в.: создание целостных философско-художественных систем; идея гармонического единства мира, достигнутого путем подчинения отдельной личности интересам всеобщего. Пафос само обуздания человека в искусстве барокко и классицизма. Синтетический характер барокко; тенденция к слиянию разных видов искусства; монументальность формы.

Развитие русской национальной драматургии и театра. Классицизм. Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Венская классическая школа Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название «венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения ХVII-ХVIII веков. Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт (1697-1764) – график, живописец, теоретик искусства: трактат «Анализ красоты». Он создал серию картин «Карьера проститутки», «Карьера мота», был организатором художественных выставок. Хогарт мастер разоблачения пороков аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Фигуры в его картинах лишены статичности, всегда охвачены каким-то действием (брачная церемония, игра в карты). Некоторые картины объединены в циклы, в которых есть назидательность и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак» и др. Он считал, что искусство должно не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль общества.

Европейский театр эпохи Просвещения ХVIII века Просвещение – выражение идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции, промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.

Балетный театр эпохи Просвещения ХVIII в. Эпоха Просвещения – один из значительных этапов в развитии музыкального театра. Просветители ведут борьбу за реформу в оперно-балетном театре. Они критикуют придворно-аристократический оперно-балетный театр. Тесная связь хореографов с передовыми течениями в музыке и драматическом театре способствовали реформам и превращению балетного представления в самостоятельный жанр балетного спектакля.

Реформаторы балета эпохи Просвещения ХVIII в. Теоретическое обоснование просветителями необходимости выделения балета в самостоятельный жанр искусства, реформы в области музыки, стремление актеров к драматизации сценического действия, интенсивное развитие техники танца, – предпосылка коренной реформы балетного театра, проведенной Новерром.

Европейский театр первой половины ХIХ века. Важнейшие события периода от 1789 до Парижской Коммуны 1871 г.: наполеоновские войны, национально-освободительное движение в ряде стран, Реставрация Бурбонов, революции 1830-1848 гг. и возрастающая роль пролетариата.

Русский театр первой половины ХIХ века Усиление общественного значения театра. Неуклонный рост интереса к театру, социальный состав публики, отражение вопросов театра в журналистике. Споры о путях развития русского театра, о его репертуаре. Усиление интереса к искусству актера. Борьба и взаимодействие основных литературно-театральных групп и кружков

Композиторы-романтики ХIХ века ХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии – Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии – Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана, Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.

Балетный театр Франции эпохи романтизма Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Балетный театр Италии и Дании первой половины ХIХ в. Завершение объединения Италии (1870). Тесная связь романтизма с национально-освободительным движением. Интенсивное развитие оперного искусства. Миланский театр «Ла Скала» - центр музыкальной культуры Италии. Роль Миланской академии танца в формировании единой итальянской школы классического танца. Миланская академия танца – центр хореографического образования в Европе во второй половине ХIХ в.

Русский балетный театр первой половины ХIХ в. Гражданская политическая проблематика в трагедиях Н.Озерова и др. Преобладание классицистской манеры игры в драматическом искусстве Е.Семеновой и А.Яковлева. Возрождение в русском балете интереса к мифологическим сюжетам, античной пластике, костюмам (туника, сандалии).

Русская театр второй половины ХIХ в. Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова (1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.

Европейское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Во второй половине ХIХ века на смену «романтической битве» приходит реализм {394} в живописи Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Камиля Коро. Затем – группа молодых художников, совершивших переворот в мировом искусстве. На первый план выходят поклонники пленэрной живописи – импрессионисты.

Русское изобразительное искусство первой половины ХIХ века Для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. Отход от примитивности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

Русское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков Начиная с 60-х годов в истории русского изобразительного искусства утверждается социально-бытовой жанр. Этот жанр отражал «всеобщую, неудержимую потребность в выражении искусством всех сторон жизни» (В.В.Стасов).

Западноевропейская музыка второй половины ХIХ века Развитие оперы в ХIХ в., обновление идейного содержания, формы музыкально-сценического произведения, рождение новых жанров внутри оперы, укрепление связи между оперой и другими видами искусства.

Русские композиторы ХIХ века. Русская музыка и овладение всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством. Русская профессиональная музыка и освоение богатого языка народного песенного творчества. Многообразие тем и сюжетов, получивших отражение в творчестве русских композиторов. Борьба за демократическое искусство. Организация «Могучей кучки»: гражданственность, высокая идейно-воспитательная и этическая роль искусства.

Западноевропейский балетный театр второй половины ХIХ в. Кризис балетного театра этого периода. Падение французской школы, отсутствие единого ансамбля, вырождение грации и изящества в манерность и жеманство пластики. Исполнители ведущих партий на сцене Парижской оперы – итальянские балерины.

Русский балетный театр второй половины ХIХ в. Борьба прогрессивных деятелей культуры за национальный репертуар и народную тематику. Дальнейшее становление русской национальной оперы (А.Даргомыжский, А.Серов). Н.Рубинштейн и основание Московской консерватории (1863). Развитие симфонической музыки. Начало деятельности «Могучей кучки». Выставки художников-передвижников.

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв. Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Западноевропейский театр на рубеже ХIХ–ХХ веков. Кризис буржуазной идеологии. Овладение методом критического реализма. Более позднее, сравнительно с литературой, становление этого направления в драматургии. Значение Ибсена в утверждении критического реализма в мировом театре. Зарождение натурализма.

Балетный театр на рубеже ХIХ-ХХ вв. Русская революция 1905 г. Первая мировая война. Отход от реализма в искусстве. Рождение различных модернистских течений в изобразительном искусстве, их сложность и противоречивость (П.Гоген, В.Ван-Гог, А.Матисс и др.). Развитие декадентских течений в драматургии и театре. Их влияние на хореографию.

Музыкальные стили и направления ХХ века Модернизм - одно из ведущих направлений в искусстве. Модернисты всех видов – авангардисты, додекафонисты, атоналисты и другие - «изобретатели» в музыке, обостренное внимание узкотехническим приемам. Новые идеи и новые музыкальные определения (от влияния импрессионизма в живописи): звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра.

Музыкальная жизнь России ХХ в Начало расцвета балета, симфонической музыки и фортепьянного исполнительства. Поиски новых форм в искусстве. Деятельность антрепренера Сергея Дягилева, и новаторское творчество композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева, Н.Черепнина. «Русские сезоны» в Париже и Лондоне в 1907-1917 гг., представлено более 70 произведений – от русской классики до современных авторов. Творческое объединение «Мир искусства» во главе с А.Бенуа. Утверждение идеи синтеза искусств: связь с театром, музыкой, танцем, актерским исполнением, режиссурой в балетном спектакле. Рождение современного балета.

Западноевропейское изобразительное искусство ХХ века. Первая мировая война и ее влияние на развитие искусства европейских стран. Модернизм как главное художественное направление эпохи ХХ века. Авангардизм как художественное течение. Экспрессионизм в изобразительном искусстве. Футуризм – авангардистское художественное движение 10-20-х г. ХХ в. Неоклассицизм как реакция на экспрессионизм, футуризм. «Новая вещественность» в Германии. «Метафизическая живопись» в Италии.

Изобразительное искусство советского и постсоветского периода. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре 90-х г. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм

Театр западной Европы между двумя войнами. Развитие модернизма в период между двумя мировыми войнами. Рационализм и иррационализм как два типа художественного мышления и два типа отношения к действительности. Бегство от действительности, иррационализм. Протест против фашизма.

Театр США ХХ века. Между двумя войнами. Развитие «развлекательной драматургии, невысокий художественный уровень. Юджин О.Нил (1888-1953) – первый драматург США, сторонник реалистического направления первой половины ХХ в. Ранние пьесы «Анна Крсти» (1921). Экспрессионистские драмы «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924). Разоблачение власти собственничества в драме «Любовь под вязами» (1924). Творческий кризис в 30-е годы. Биографическая пьеса «Долгое путешествие в ночь» (1940) и «Луна для пасынкой судьбы» (1943). Особенности творческого метода драматурга

Балетный театр между двумя мировыми войнами Поиски новых форм и нового танцевального языка. Отказ от больших сюжетных композиций, тяготение к малым формам, возникновение жанра «бессюжетного» балета. Отражение философии модернизма, создание обобщенного образа страдающего человека, переживающего сложное душевное состояние.

Рождение кино и его специфика Киноискусство – это результат изобретения волшебного фонаря, стробоскопа и фотографии. Киноискусство возникло в результате потребности человечества познать и образно отразить мир во всем его гигантском масштабе. Кинематограф превращается из ярмарочной забавы в искусство глубочайших художественных обобщений. Кино становится одним из самых массовых и важных видов искусства, имеющий свои выразительные средства и особенности.

У истоков рождения российского кино Развитие кино в России и демонстрация зарубежных фильмов. Просмотр люмьеровского фильма на Нижегородской ярмарке А.М.Горьким (1896). Показ этого фильма 4 мая 1896 г. в петербургском «Аквариуме», затем в московском «Эрмитаже». Отечественное производство фильмов и их случайный, любительский характер.

Балетный театр новейшего времени (45-80 гг.) Разнообразие, сложность и противоречивость развития балетного театра после второй мировой войны. Стремление хореографов сблизиться с современностью. Отход от академических позиций, возникновение новых балетных трупп, выдвижение новых имен балетмейстеров, стремящихся к свободе творчества.

Театр Западной Европы новейшего времени Сложный и многообразный процесс формирования драматургии и сценического искусства после второй мировой войны. Воздействие экзистенциализма и фрейдизма на драму. Абсурдизм {493} и «театр жестокости» как проявление современного модернизма.

Театр США новейшего времени Наступление реакции на демократические права. Маккартизм. Преследование прогрессивных деятелей искусства. Под влиянием кризиса в общественной жизни в театре и драматургии происходит отход от традиций социального искусства, начинается увлечение психологией на фрейдистской основе.

Современный театр России ХХ в. На смену театра актера и драматурга приходит театр режиссера – носителя комплексной идейно-художественной концепции, соединяющей воедино разрозненные доселе или объединенные стихийно элементы театра.

Балетный театр России ХХ в. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой.

Балетный театр Соединенных штатов Америки. Истоки танцевального искусства в США. Танцы индейцев, исчезновение их в процессе колонизации. Английские народные танцы, исполняемые переселенцами-колонистами. Появление негритянских танцев в ХVII-ХVIII вв. с ввозом рабов из Африки. Внедрение с середины Х1Х в. ирландских танцев, привнесение в них негритянскими танцовщиками большей выразительности, ритмической четкости.

Чарли Чаплин и развитие американского кинематографа Чарли Чаплин (Чарльз Спенсер Чаплин, 1889- 1977) «Чарли-ребенок» (Эйзенштейн) сказавший немало истин. Детство и работа актером в знаменитой труппе Карно. Приглашение молодого эстрадника в кинофирму «Кистоун» родоначальником американской кинокомедии Мак-Сеннетом.

Творчество современных кинорежиссеров Италии и Швеции Италия. Расцвет немого кино (1914). Неореализм 40-60-х годов. Идейные и художественные принципы направления. Фильмы Роберто Росселлини (1906-1977) – основоположника неореализма. Его фильмы «Рим – открытый город», «Пайза» (1942).

Современный кинематограф Франции и Японии. Франция. Первые звуковые фильмы появились в 1929-1933 гг. Сразу определились основные направления и стилистические особенности французского кино.

Творчество кинорежиссеров советского и постсоветского периода Антифашистская тематика фильмов послевоенной поры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Прил.231 Г.Чухрая с В.Ивашовым. Новые черты в фильмах на военную тематику: отсутствие батальных сцен, лишь длинная военная дорога в тыл, к матери, но атмосфера войны есть.

Русский музыкальный авангардизм Щедрин Родион Константинович (р.1932). Его творчество связано с началом пути композитора-«шестидесятника», времен хрущевской «оттепели».

Путь авангардистского театра в России Исследователи современного театра отмечают неоднородность малых театров, возникших на волне «перестройки». Это движение произошло «снизу», а не «сверху», как обычно было принято в советской России.

Балетный постмодерн в России и на Западе конца ХХ столетия. В США обогащение танца «модерн» происходит за счет использования опыта классической школы, обращение к национальному плясовому фольклору, его своеобразная интерпретация. Отход от камерной формы и моноисполнения к большим развернутым композициям. Обогащение выразительных средств и лексики классического танца за счет экспрессивности, эмоциональной насыщенности, свободы выражения, заимствованного от танца «модерн».

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия. Выполнение контрольной