Каргашино. Конный завод, XIX в

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Практическая часть. Изучение построек псевдоготического стиля на примере усадьбы Фон дер Лауница в с. Каргашино, Сасовского района, Рязанской области.

Не так уж много «архитектурного дива» на территории Сасовского края. Тем не менее, сохранились здания, которые по праву являются архитектурными памятниками. В этом отношении на первом месте стоит каргашинский комплекс. В небольшом исследовании Г.К Вагнера и С.В. Чугунова под названием «Рязанские достопамятности» о каргашинском комплексе говорится весьма кратко: История каргашинской усадьбы, к сожалению, не очень ясна. Известно, что застройка велась в несколько приемов на протяжении чуть ли не всего XIX века». И дальше вскользь сообщается, что это усадьба «барона Фон дер Лауница».

Путешествуя по территории Рязанской области с моим руководителем, мое внимание привлекло архитектурное сооружение, вернее его остатки, которое называют Каргашинский конный завод. На первый взгляд мне показалось, что я уже видела подобное здание. Оно напомнило мне Дворцово-парковый ансамбль «Царицино» в Москве. Очень многие оставшиеся элементы здания были похожи. У меня возник вопрос: « Откуда в селе, в провинции, застройка псевдоготического стиля? Кто автор такого сооружения и какова его история.»

Вначале я провела опрос местных жителей, которые поведали мне, что изучением истории села и школы занимаются директор школы Балакин Андрей Владимирович и учителя школы. Мне посчастливилось попасть в школьный краеведческий музей, где изучив материалы, я узнала об истории села, событиях происходящих на его территории и современном состоянии усадьбы.

История оказалась колоссальной, особенно то, что бывшим поместьем и восстановлением конного завода начала заниматься внучка В.Ф. фон дер Лауница Бугаевская С.Г., которая начала строительство церкви Владимирской и Пресвятой Богородицы рядом с гранитным огромным крестом на месте, где находился склеп с гробом покойного (см. приложение № 3).

Очень много можно рассказывать о найденном историческом материале. Это статьи из газеты «Призыв» 2009-2010 годов , автор Н.Божьев, г. Тамбов. (см. приложение № 4), материалы школьного музея, но особый интерес представлял конный завод. В настоящее время это сооружение находится в полуразрушенном состоянии, заросло колючками и репейником, вокруг кучи мусора, некоторые из этих зданий использовались под склады и конюшню. Построика очень крепкая, а по рассказам жителей я узнала, что она разбирается на кирпич, а за тем используется для строительства гаражей и хранилищ.Я считаю, что это недопустимо разрушать такие исторические архитектурные памятники и необходимо их сохранить, но что делается для сохранения и какие пути решения этой проблемы стало целью моего исследования.

Я проанализировала найденный мной материал о зданиях псевдоготического стиля, сравнила элементы отделки. То, что усадьба и каргашинский конный завод построен в псевдоготическом стиле жителей я узнала, что оно разбирается на кирпич, а за тем используется для строительства  сомнений не вызывает-это подтверждает статьяиз книгиВагнера К.Г., Чугунова С.В. «Рязанские достопамятности», М., 1989.: «…в Каргашине классика оказалась изгнанной, в архитектуре полностью возобладала та романтическая средневековая (псевдоготическая) образность, высшие образцы которой на исходе XVIII века дали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Если бы мы совершали свое путешествие по Большому Рязанскому кольцу против часовой стрелки, то увидели бы одну из известных построек Баженова в селе Красном Михайловского района. Это – скотный двор, псевдоготический, от которого, возможно, и пошла традиция строить конные дворы в этом экзотическом стиле. Нечто подобное каргашинскому конному двору мы увидим в Старожилове, потом в Кирицах. Четыре громадных двора, и все в духе псевдоготики. Это что-нибудь да значит. Конечно, здесь было известное подражание, создавшее своеобразную традицию, но в основе, видимо, лежало представление, что формы безордерной свободной архитектуры очень подходящи для деловой помещичьей усадьбы. На первом плане был не чопорный аристократизм высокого стиля, а именно нечто родственное органическим формам природы. В каргашинском конном дворе эта особенность выражена очень явно», « Здание претерпело множество обезобразивших его переделок, но и в настоящее время свидетельствует о том, что возможности соединения старого и нового далеко не были исчерпаны ни Баженовым, ни Казаковым. Здесь еще таились такие резервы, которыми русская архитектура могла питаться вплоть до модерна. Каргашинская псевдоготика занимает как бы среднее положение между баженовской и шехтелевской» (см. приложение № 1).

Конный завод, по моему мнению, довольно большой, если представить его не разрушенным, глядя на имеющиеся постройки. Главный корпус состоит из трех башен. Эти башни соединены переходами. Если сравнивать конный завод с ансамблем Царицино, то можно сказать, что конный завод более торжественный и помпезный. Подтверждением тому являются оставшиеся кокошники, зубцы, башенки. Зубцы придают вид замка. Он выглядит величественно и напоминает замок или крепость. Здесь чувствуется рука мастера. Оставшиеся детали здания показывают, что центральнаядвухъярусная часть здания была увенчана восьмериком с фигурным куполом и изящным шпилем. Килевидную форму имеют наличники окон второго этажа, такая же форма на окнах в верхних частях боковых башен. Противоположный фасад центральной части конного двора трехэтажный. Белокаменная отделка окон идентична отделке окон главного фасада. У большей части конного двора крыша отсутствует. Двери узкие и стрельчатые, потолок выполнен в виде сводов (см. приложение № 2). Царицино выглядит более строго. Однако уже упомянутые элементы архитектуры встречаются и в Царицино. Если рассмотреть башню, то можно увидеть сохранившуюся белокаменную отделку на фоне красного кирпича. Далее от башни, под прямым углом расходятся одноэтажные жилые помещения. Они вычурно украшены, на окнах кокошники. Рядом с домом царский пруд, вдоль которого проходит великолепная «Липовая аллея» с примесью «старых» огромныхтополей.

Роскошное имение бывшего тамбовского губернатора, а в последствии градоначальника Санкт-Петербурга Владимира Федоровича фон дер Лауница находилось в пределах нынешнего Сасовского района – в селе Каргашино. Он происходил из курляндского дворянского рода. 28 августа 1902 года В.Ф. фон дер Лауница на пост губернатора Тамбовской губернии. Сасовский край и Каргашино он любил. При случае часто повторял: «Моя голова в Тамбове, а сердце в Каргашино».

Из материалов Сасовского краеведческого музея, при посещении и бесед с работниками музея, мы выяснили, что фон дер Лауниц был всего лишь последним владельцем каргашинского имения. Свое начало усадьба берет во второй половине XVIII века. Задолго до В.Ф. фон дер Лауница данное имение принадлежало роду дворян Карачинских. История донесла до нас имя Федора Карачинского, который служил в одном гусарском полку с поэтом М.Ю. Лермонтовым. По рассказам сторожилов, до разграбления усадьбы в 1917 году в кабинете Лауница хранились некоторые книги и рисунки великого поэта.

Архитекторы неизменно отмечают, что усадьба выполнена в стиле псевдоготики. Сама планировка усадьбы подчинена нормам XVIII века. От села Каргашино к усадьбе ведет длинная аллея, направо – жилые корпуса, за ними большой пруд, сад, парк, налево – конный завод.

Однако до сих пор не известен автор. Судя по одинаковым элементам в архитектурных сооружения Каргашинского конного завода и Царицино можно предположить, что архитектор постройки принадлежит школам Баженова или Казакова.

Прошли годы и от былого величия каргашинского имения, жилого корпуса и господских конюшен сегодня остался лишь непоколебимо стоящий гранитный крест. А в разные исторические эпохи здесь побывали: молодой гусар М.Ю. Лермонтов, композитор С.В. Рахманинов, Н.К. фон Мекк. В наше время праху фон дер Лауница приезжали поклониться Джеймс Лермонт из Люксембурга, Джозефина Лермонт из Англии, Наталья Чирко из Франции и ряд других гостей. Они ехали сюда во имя прошлого, а прошлое вплетало в себя имя и деятельность В.Ф. фон дер Лауница.

Из выше изложенного следует, что усадьба действительно является историческим памятником, но почему его разрушают.

Я решила провести опрос жителей и выяснить:

Знаете ли вы ценность данной постройки и в каком стиле построен каргашинский конный завод?

Какое значение для села имеет данное архитектурное сооружение?

Какие меры предпринимаются для сохранения памятника архитектуры?

Результаты были неожиданными. Из 40 опрошенных ответ на 1 вопрос дали только 10 человек (а именно учащиеся 6-10 классов), которыезнают, что это архитектурный памятник и построен в готическом стиле. Остальные не дали внятного ответа. На второй вопрос ответы были разными: 5 человек ответили, что никакого значения не имеет и это просто «развалины», 12 человек ответили, что если восстановят, то будет большая прибыль деревне от экскурсий, 13 человек ответили, что глядя на это сооружениедети задают вопросы и интересуются историческим прошлым, а это важно сохранить историю села, 5 человек ответили, что очень удобно использовать для хозяйственных нужд, остальные считают, что очень важно сохранить как историческое наследие для потомков. На 3-ий вопрос все ответили однозначно, что попытки восстановления были и работу эту начала внучка Фон дер Лауница, которая приезжала в Каргашино,Бугаевская С.Г., но на настоящий момент начата постройка церкви Владимирской и Пресвятой Богородицы, а также администрацией села запрещено разрушение и разбор остатков зданий.

Из результатов опроса я сделала вывод, что никаких конкретных мер для восстановления здания не предпринято. Поэтому результаты своей работы я хотелабы донести в СМИ, вдруг найдутся люди интересующиеся сохранением культурного наследия России и помогут в восстановлении данного памятника и ему подобным. Мне хотелось бы, чтобы подобные работы чаще публиковались, чтобы правительство хоть как-то обратило внимание на проблему сохранения «провинциальной готики».

 
 


Внучка В Ф. фон дер Лауница – Бугаевская С.Г.

с родственниками.

Освещение места строительства церкви Владимирской и Пресвятой Богородицы в с. Каргашино, рядом с гранитным крестом, поставленным В.Ф фон дер Лауницу.

 

Михаил Юрьевич и Елена Владимировна Лермонтовы дарят школе родовой герб Лауницев.

 

 


 
сканирование002
 


 

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия