Компоненты художественного творчества

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Процесс материализации и оформления

Этот процесс трудно выделить в какую-либо временную фазу он происходит в течение всей работы над произведением. Постоянно, вместе с рождением темы, образов и мотивов, на стадии замысла и на стадии пробы и эскизов, а тем более в период окончательной разработки произведения, происходит оформление результатов духовного творчества, их структурное выявление и материализация, поиск художественных средств. Это неотъемлемая сторона всей творческой работы, ио ее особая сторона. На протяжении всей работы художник думает не только над тем, что сказать в произведении, но и о том, как и какими средствами и приемами это лучше сделать. Поиски форм и средств, которые наилучшим образом выявят идейнопознавательные, эстетические, художественные открытия, — это особая сфера творчества. Форма ищется, открывается, сочиняется как целое. Она создается художником вновь.

Для создания формы необходимы специальные творческие усилия, «формальное» воображение п фантазия, выдумка, равносильная произведению. Для того чтобы добиться органического единства содержания и формы, чтобы достигнуть совершенства воплощения, художнику нужно специальное внимание к работе над формой, особые усилия по окончательной доделке произведения.

Период авторедактирования В творческом процессе художник приходит к новым выводам и открытиям, обогащается как личность, приобретает новые знания и опыт мастерства.

Когда через некоторое время художник вновь просмотрит, прослушает или прочтет сделанное, он обязательно почувствует необходимость уточнения, улучшения, редакции, правки н т. д., т. е. корректирования своего труда. Нередко возникают внешние причины, требующие корректирования. Изменения в самой действительности приводят художника к необходимости внесения тех или иных поправок. В творческой работе художник выступает как бы в двух лицах: как автор и как критик своего труда. Авторедактнрование — это ие только формальная шлифовка произведения, это многосторонний, творческий процесс. Большое место в этой работе занимает сокращение и «уплотнение» написанного, изъятие невыразительных, второстепенных деталей, замена их более эффективными, внесение нового. Иногда возникает необходимость и в структурнокомпозиционной практике, перестановке частей.

Талант художника проявляется не только в способности создать произведение искусства, но и в высокой требовательности к своему труду, во взыскательности. Известно, что многие выдающиеся мастера даже уничтожали свои произведения в тех случаях, когда они не удовлетворяли их. lio прежде художник должен сделать все возможное, чтобы его произведение было материально совершенным, действенным, значительным в художественном отношении.

Подводя итог этой главы, необходимо выделить следующее: творческое действие, во всей своей сложности. Не исчерпывает творческого процесса художника. Однако творчество как процесс находит свое проявление в действии. Особенность творческого действия от крывает нам специфику творческого отношения искусства к действительности, показывает, каким образом окружающая нас действительность — материал для творчества преобразовывается в произведение — предмет искусства. В этом заключается философское значение рассмотренных в этой главе аспектов, их место в истории искусства.

Итак, процесс работы художника результативен, созидателен. В созидании заключается сущность творческого действия.

Свободная роспись ткани

Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва (см. цв. вкл., с. 14,22,23,29,27).

Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место, т. е. включать одновременно мысль, чувство и мастерство.

Самый лучший материал для свободной росписи — все виды шелка.

В древности шелк ценился не только за свои прекрасные внешние качества. Существовала глубокая вера в его благотворное влияние на здоровье человека. В старинных китайских рукописях упоминается об искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которых лечили людей.

Шелк открывает широкие возможности для совершенствования технологии свободной росписи и художественного творчества. Сущность этого способа состоит в том, что всякая ткань подвергается очень слабому резервированию различными загустками, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани, появляется возможность выполнять рисунки свободными мазками, исправлять найденную форму, насыщать светом, при этом не оставляя никаких границ. Для загусток и растворов используют крахмал, трагант, раствор поваренной соли или готовят загустки из резервирующего состава.

Практические упражнения

Упражнение 1. Свободная роспись ткани

Упражнение выполняется на небольшом пробном кусочке ткаии. Это знакомство с возможностью свободного растекания красителя на ткани, которое чемто напоминает колористическую палитру.

На небольшие пяльцы натяните сухую шелковую ткань и выполните по ней свободную прописку, можно — фрагмента будущей работы. Работу выполнить мягкими кистями или ватными тампонами. Задача этого упражнения состоит в том, чтобы узнать, насколько сильно растекается краска и как цветовой тон слабеет при высыхании.

Упражнение 2. Свободная роспись по солевому раствору Как мы уже знаем, соль закрепляет краску, делает ее цветовой тон ярче и не дает растекаться по ткани. В этом упражнении мы не добавляем соль в краситель, а замачиваем в солевом растворе ткань.

Приготовление солевого раствора
в процентном содержании
(в зависимости от выбранной ткани)
Для крепдешина — 20
Для крепжоржета —1015
Для шифона — 20

Для капрона — 2030

Для хлопка — 2530

В эмалированной посуде растворите соль в горячей воде из расчета две столовые ложки на стакан, дождитесь, пока кристаллики соли полностью не растворятся в воде. Затем смочите в этом растворе заранее приготовленную ткань, слегка отожмите и натяните на раму размером не менее 40x40 см. Дайте ткани немного подсохнуть, чтобы ушла первая влажность.

Приготовьте эскиз в цвете или акварельный этюд пленэрной работы. Выполняйте роспись в несколько этапов.

Этап 1. Роспись «по сырому» Можно использовать акварельные приемы росписи «по сырому», когда по очень влажной ткани краска растекается свободными формами. Но, в отличие от бумаги, на шелке анилиновые красители растекаются радиальными пятнами, тон которых усиливается к краю. В этом случае не нужно делать мазок, как на бумаге, а только слегка прикасаться к ткани в положенной точке и давать возможность краске растекаться и принимать неожиданные причудливые ореолы края. Такой эффект достигается солевой пропиткой ткани (см. цв. вкл., с. 25).

На примере этого упражнения можно потренироваться в получении гармонических сочетаний цветов путем вливания одной краски в другую. Трех степеней изменения насыщенности и светлоты достаточно, чтобы получить интересный эффект «горения цвета» или эффект «подпалины». К оранжевой краске высокой насыщенности (ближе к красной) добавляется разное количество зеленой краски — до самой темной. Краски на еще сырой ткани смешиваются, вливаясь одна в другую.

Если в эскизе нет графической и тоновой прописки (например, эскиз составлен из цветовых пятен разной цветовой насыщенности), то работа заканчивается на этом этапе В этом случае краска берется сильным цветовым тоном. Однако работа может иметь и продолжение, если на первом этане выполняется общая светлая тоновая прокладка задуманной цветовой гаммы.

Этап 2. Нанесение цветовых пятен второго плана

Расписанную пашь немнош просушить, но не высушивать до конца. Нанести цветовые пятна второго плана. Дело в том, что по мере высыхания ткани краска все меньше растекается, и усиливается насыщенность цвс га; очертания цветовых пятен принимают все более четкую форму. На этом этапе работа также может быть закончена.

Этап 3. Графическая прорисовка первого этапа

Работа ведется па сухой прорисованной ткани. Ткань, покрытая солевым рас

твором, при высыхании становится похожей иа пергамент, поэтому на ней смело можно тонкой кисточкой прорисовать необходимые детали. Но в отличие от пергамента, линия чуть заметно растекается, что особенно характерно для шелка.

Этап 4. Завершение работы Здесь можно применить уже знакомые эффекты дождя, размывки, жилок и т. д. Одним словом, убрать с ткани лишнюю графичность, сделать работу более мягкой, чтобы фактура ткани не забивалась краской, оставалась прозрачной.

Используем «эффект белизны», который заключается в следующем. На определенные участки высохшей темной краски нанести легкий набрызг «Белизной», разбавленной тремя частями воды.

Готовую работу можно снять с рамы, проутюжить через газету утюгом, а потом запарить. Здесь запарка необходима еще и для того, чтобы пары, проходя через высохшие соляные кристаллы, сделали краску ярче и одновременно сняли соляную загустку. Запаренная ткань становится мягче. Солевой раствор снимается с ткани ополаскиванием в холодной воде с уксусом. Если после запаривания на ткани остаются неприятные сгустки краски, нарушающие красоту прозрачности окрашиваемого участка, то эту ошибку можно исправить раствором «Белизны». Ватным тампоном, смоченным в растворе (1 часть «Белизны», 2 части воды), слегка протереть их. С «Белизной» надо работать аккуратно, чтобы сильный ее раствор не попал на ткань.

Упражнение 3. Свободная роспись красками способом «сухая кисть»

Эту роспись выполняют щетинными кистями или специальными штампиками. Важно, чтобы на ткани оставался кистевой мазок с просветами, характерными для работы сухой кистью (см. цв. вкл., с. 18). Мазок кладется на ткань равномерно от начала до конца, без отрыва кисти от ткани. Надо стремиться к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму рисунка. В этом помогают специально приготовленные краски на основе резервирующего состава для холодного батика.

Рецепт приготовления краски для способа «сухая кисть» (в граммах)

Основной краситель
(в порошке) — 1520

Уксусная кислота — 4050
Холодный резерв — 450500
Бензин 400500

Краситель растворить в уксусной кислоте, процедить полученный раствор через сложенную в дватри слоя марлю, затем смешать с резервирующим составом, приготовленным для росписи способом «холодный батик». Энергично помешивая, довести до кипения на водяной бане, чтобы получить однородную смесь с интенсивной окраской. Для получения полутонов такой краски ее можно разбавить резервом. Если есть необходимость сделать краску плотной по тону и непрозрачной, можно добавить немного цинковых белил.

Эта работа требует длительной подготовки, но зато полученные красители можно долго хранить в закрытой посуде. Во время работы бензин испаряется, и его можно добавлять из другой группы красителей. Такие краски хорошо смешиваются между собой и дают широкую цветовую гамму различных оттенков.

Способ «сухая кисть» хорош для росписи ткани, выполняющей декоративную роль в костюме (носовой платок, шарф, галстуки, головной платок и различные вставки и каймы).

Практическая часть упражнения Выполнить эскиз головного платка в размере 20x20 см, используя зарисовки растительных мотивов, скомпоновав их в квадрат. Размер рамы 70x70 ем. Материал — шелк (лучше всего натуральный крепдешин). Сделать картон в размере готового платка. Использовать 2—3 красителя. Поскольку краска приготовлена на основе резерва, фон платка можно залить тампонами, и фоновая краска не будет заходить на основной линейный рисунок, который выполнен заранее способом «сухая кисть».

Между мазками, проведенными щетинной кистью, оставляйте тканевый зазор в 3—5 мм. В этом случае происходит легкая тоновая заливка — как при ранее описанном «эффекте лепестка». В этой работе не обязательна четкая графика, линия ложится произвольно, мягко, допуская легкую интерпретацию рисунка относительно эскиза.

Упражнение 4. Свободная роспись красками с крахмальной загусткой Вместо резервирующего состава для холодного батика можно использовать загустку из крахмала (картофельного или рисового).

Рецепт приготовления краски (в граммах)

Краситель в порошке — 15—20
Сухой крахмал — 125—150

Вода 850875

Краситель растворяют в небольшой части воды, процеживают через марлю в основную эмалированную посуду. Сухой крахмал размешивают в небольшом количестве воды, добавляют остальную воду и растворенный краситель, все тщательно перемешивают, в течение часа разваривают на медленном огне при непрерывном помешивании до получения прозрачной цветовой массы. Готовую загустку процеживают через сито.

Применение такой загустки дает возможность работать красками по ткани без применения какоголибо резерва для ограничения цветового пятна. Прозрачная фактура рисунка, которая получается в данном случае при наложении одного циста иа другой, позволяет использовать такие ткани, как капрон. Этот способ отличается большими колористическими возможностями, сохраняет блеск и упругость ткани.

Практическая часть упражнения Приготовить палитру красок с крахмальной загусткой.

Натянуть капрон на раму 40x40 см (можно большего размера, но не меньше). Выполнить абстрактную композицию из цветовых пятен. Работать без эскиза. Зарисовать ярким но цвету или контрастным по светлоте или насыщенности контуром весь мотив (желательно, не очень сложный), не прерывая линий контура. Затем заполнить полученные плоскости цветом, нршчерживаясь одной Гаммы, сохраняя коптраст

ность контура к любой из характеристик цветового тона н всей цветовой плоскости. Если краска загустеет во время работы, ее можно разбавить кипяченой водой.

Для работы такого плана и используется многокрасочная палитра, загустку можно готовить отдельно. Сваренный по вышеописанному способу крахмал добавляется в заранее приготовленный краситель сразу перед нанесением краски на ткань. Нужно краску залить в крахмал и энергично перемешать.

Соединяя роспись жидкими, растекающимися красками с росписью более густыми, можно достичь интересных художественных эффектов при разнообразном оформлении изделий из ткани.

Расписанную ткань после самого легкого запаривания промыть в растворе, содержащем 2 г мыла и 1 л воды при температуре 50—60"С, а затем — в теплой и холодной воде. Шелковые и капроновые ткани прополоскать в слабо подкисленной уксусом воде (2—5 мл 30%ной уксусной кислоты на 1 л воды тлри температуре 30—40"С). При промывке сходят излишки краски и остатки загустки.

В то же время многие декоративные изделия, такие, как настенные панно, небольшие ширмы, после росписи можно не запаривать, но в этом случае их надо беречь от воды и ни в коем случае не стирать.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия