Темы для рефератов по «Основам декоративной композиции»

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Построение раппортных композиций.

Гармоническое сочетание цветов в декоративной композиции.

Пример изложения теории композиции в дипломной работе H.A. Балашовой по теме ((Цветущая ветка дерева» (Шелк, горячий батик, 70x140 (триптих), 2000 г.)

Композиция в декоративиоприкладиом искусстве

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративноприкладном искусстве (ДПИ), которое, разумеется, имеет свою специфику и цытекающпе и.! пес особенности композиции.

«Первая и главная особенность ДПИ содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений, произведения ДПИ, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественнообразное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой»

Материальная основа ДНИ (ткань, металл, дерево) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включается орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрошенном, нередко плоскостном виде. Условность проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Многие произведения прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов.

«Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется, конкретно показывают произведения ДПИ, выполненные в различных материалах. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративноприкладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.

К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.

Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств»

К промежуточным между декоративноприкладной и станковой формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно связаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельное художественное произведение.

Анализируя особенности композиции в ДПИ, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративного искусства создается присущими этому искусстве средствами, включая и средства композиции.

Законы и категории композиции

Закон целостности

Благодаря соблюдению этою закона произведения воспринимаются как единое н неделимое целое.

«Главная черта закона целостности неделимость композиции — означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных, частей. Неделимость закладывается в композит 111 через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. В моей работе конструктивная идея может быть представлена схемой, приведенной иа рисунке 67.

Другой чертой закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания (рис. 68), подчиняющий второстепенные детали»1.

В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни


одну деталь без ущерба для целого. Все детали находятся во взаимной связи и соподчинении. Как нельзя более успешно демонстрируют это безупречные композиции Японии.

Закон контрастов

Этот закон — один из основных. Термин контраст обозначает резкую границу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей и контрастов, то ие будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастом в природе и обществе не может быть борьбы, а значит, и движения, изменения, развития.

«Основными контрастами в изобразительном искусстве являются: тоновой (светлотный) и цветовой (природный).

На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты в построении сюжета (контрасты нахождения конструктивной идеи).

Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. В композиции контрасты выступают также с точки зрения творческого процесса в создании художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения — от появления замысла и первых черновых эскизов композиции до завершения — это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об основной идее, об основных образах и облике произведения. А это всегда, даже в первоначальном замысле, когда образ произведения находится в зрительной памяти художника, предполагает наличие тех или иных контрастов. Поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа»

Закон новизны

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что «художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию.

Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира»

Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету, он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства.

«Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям»1. И действительно, выдающееся в искусстве отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом.

«Новизна является драгоценнейшим качеством композиции. Но она не может быть самоцелью. Это приводит к лженоваторству, к формотворчеству, к опустошению содержания творчества.

Новизна в композиции всегда должна исходить из эстетического восприятия и ощущения художником реальности, должна быть связана с идейным замыслом художника, с его мировоззрением»

Закол подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Этот закон обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное идейносодержательное и высокохудожественное произведение, требует, чтобы организация произведе

ния во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

13 работе над произведением художник через композицию выражает то. что его заинтересовало, увлекло, показывая свое отношение к изображаемому н его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку.

Таким образом, «все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности.

Закон подчиненности идейному замыслу требуетучета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, днпжепня или состояния относительного покоя и т. д.»1. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия