Художественная роспись ткани

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Практические упражнении для холодного батика

Упражнение 1 Этак первый. П.ттяинте на один пяльцы хлопчатобумажную ткань, ни вторые — шелк. Приготовьте две колористические палитры (для хлопка и щелка), учитывая, что разведены краски основных цветов: красный, желтый.

Этап второй (ряс. 66). На бумаге, формат которой сот ча а пуст ра.шс ру пялец, выполните композицию по комбинаторике различных геометрических фигур (можно использовать готовое задание на занятиях по композиции). Обеспечьте динамическое состояние композиции за счет следующих моментов:

Контрастные отношения размеров выбранных геометрических фигур.

Контрастное расстояние между этими группами.

3. Контрастные цветовые отношения.
Переведите карандашный рисунок

на второй лист бумаги и выполните его в цвете согласно колористической палитре. Первый карандашный эскиз обведите по контурам черной тушью или черным фломастером н прикрепите его кнопками к обратной стороне пялец или просто подложите под ткань. Если есть необходимость, то через любую подсветку переведите рисунок тонким мягким карандашом на ткань, заранее подготовленную для окраски.

Этап третий. Зарезервируйте бесцветным резервом контуры рисунка на шелке тонкой трубочкой; на хлопке — трубочкой с большим диаметром и более толстыми стенками. Дайте работе высохнуть. Проверив, хорошо ли наложен резерв, смочите ткань и снова ее высушите. Для более быстрой просушки хорошо использовать феи. Далее выполняйте заливку фигур краской по эскизу. Заливку нужно выполнять легким прикосновением к ткани кистью или ватным тампоном. Начинать заливку следует, отступая от края резерва на 5—7 мм, так как краска сама подойдет к краю. Вообще, лучше всего работать от контура к центру фигур, этот навык пригодится для ровной окраски больших площадей, так как краска высыхаег медленнее к середине окрашиваемой поверхности.

Работать нужно одновременно на хлопке и шелке одними и теми же красками: для того, чтобы почувствовать разницу материала и разницу цветовой насыщенности разных тканей одними и теми же красителями.

При выполнении упражнения необходимо добиться четкого нанесения резервирующего контура и аккуратной окраски ткани. Работу запарить.

Упражнение 2. «Эффект лепестка»

Для этого упражнения, как и для всех последующих, нужно приготовить двое пялец с натянутой хлопчатобумажной и шелковой тканью (как в первом упражнении).

Возьмите летние пленэрные зарисовки цветов типа «Мальва», «Лесная герань», «Маки» или выполните зарисовки комнатных цвегочных растений с ярко выраженными лепестками. Разработайте «митни цветка*. Соблюдая условия задания № 1, выполните эскиз динамической композиции в контурном и цветовом решении. С помощью прозрачного резерва переведите рисунок на ткань. Затем увлажните середину лепестка и от контура сделайте легкое касание кистью увлажненной поверхности. На сырой поверхности краситель растворяется, и получается эффектная тоновая растяжка (впечатление «блика»). «Эффектом лепестка» можно пользоваться в геометрической композиции, а также в пейзаже. «Эффект лепестка» можно выполнять контрастными красителями сверху и снизу, получая менее насьпценное по тону цветовое смешение. Работу запарить.

Упражнение 3. «Эффект жилок» Подготовка необходимого материала для выполнения этого упражнения — как в предыдущих работах.

Для составления эскиза к этому заданию используйте пленэрные зарисовки различных листьев и веточек: ветки березы или ивы плакучей, крапивы и т. д.

Разработать эскиз композиции, используя произвольные количественные и масштабные характеристики листьен. При выполнении цветовою эскиза применить не более трех цветов. Выразить в эскизе динамику. Свободная интерпретация.

Зарезервировать рисунок па ткани. Расписать ткань, используя идею цветового эскиза, и дать ей просохнуть. Тонкой колонковой кисточкой, слеги» смоченной водой, выполните на листьях жилки. Уже высохшая краска частично растворится от воды, т. е. станет на один нюанс светлее, и там, i де a/iarti соприкоснется с сухой плоскостью,

iKKiHiiKiici у.юрпып кран. Этим лффск

том хорошо пользоваться при написании пейзажных композиций. Изделие запарить.

Упражнение 4. «Эффект дождевых капель»

Используя пленэрные пейзажные зарисовки со стволами деревьев, вынфните эскиз декоративной ритмической композиции. Для мотива выберите фрагмент дерева пли кустарника п трансформируйте элементы этого мотива, придавая им динамическую напряженность за счет увеличения н уменьшения расстояния между ними.

Приготовьте черный резерн следующим образом: черную масляную краску выдавите на газету и дайте время, чтобы из нее вышло масло (вокруг краски образуется растекающееся масляное пятно). Затем освободившуюся от масла черную краску быстрым движением взбейте с прозрачным резервом. Нанесите черный резерв на контуры рисунка, проведите окраску ткани согласно вашему цветовому эскизу. После того как работа высохнет, наберите на зубную щетку чистой воды, стряхните ткань с высоты 1—2 метров. Вы получите разнообразные расплывающиеся на высохшей ткани точки сконтурным краем. Эту процедуру можно выполнить несколько раз. Особенно хорош этот эффект на шелковых тканях. «Эффект дождя» можно использовать для декоративного изображения кроны дерева, кустарника или цветов. Для этого можно брызгать на газету с отверстием нужного размера и очертания, куда должны попасть брызги, не касаясь остальной окрашенной поверхности. Очень хорошо пользоваться дождевой (мягкой) водой (см. цв. вкл., с. 27).

«Эффект дождевых капель» можно использовать при росписи ткани для одежды. Изделие запарить.

Упражнение 5. Роспись цветными резервами

Для этого упражнения нужно приготовить несколько цвел 1ых резервов, как это описано выше с черным цветом.

Выполнить эскиз декоративной композиции, используя зарисовки камней, трав ит.д. Построить композицию из неправильных геометрических форм, напоминающих абрис камня, и из линий свободного ритма. Эскиз можно выполнить цветными карандашами, цветовой тон которых совпадает с цветовым тоном резервов, а затем прорисовать на ткани линии контуров соответствующим резервом. Получается своеобразная графика. Эта работа хороша в тканях, предназначенных для одежды, предметов домашнего быта (декоративных штор и салфеток), где используется контурный рисунок. Изделие не требует запаривания.

Упражнение 6. Нанесение прозрачного резерва в несколько приемов

Не всегда в работе нужен четкий контур, иногда он мешает целостности восприятия, превращая работу в витраж. Можно воспользоваться следующими приемами (см. цв. вкл., с. 14,24).

Нанесите на фон ткани декоративное пятно свободной фантазийной формы, зафиксируйте контуры прозрачным резервом и перекройте весь фон, скажем, желтым цветом. Высушите феном. Затем на желтом фоне зарезервируйте контуры еще одного декоративного пятна и залейте сииим цветом. Контур второго пятна будет желтым. Проделайте еще контурную зарисовку на новом цвете. Этот способ хорош для декоративных работ. В этом случае рисунок (композиция) выполняется без предварительного картона, а идеи переносятся ггрямо иа ткань. В этом случае краска на ткани не расплывается, организуя необходимый силуэт.

Контрольное задание по холодному батику

Выполнение декоративной композиции на свободную тему. Работа выполняется на шелке (см. цв. вкл., с. 16).

Создание цветного колорита на шелковых тканях способом холодного батика — ответственный этап в работе художника, когда в полную силу проявляется его чувство цвета, знание законов цветоведения, общая художественная культура, знание технологии художественной росписи ткани. Рисунки на шелке всегда поэтичны и лишены сухости. Их образность достигается сложной композиционноритмической организацией. Выразительности образа можно добиться цветом, который, по существу, является одним из главных средств выражения художественной идеи и должен отличаться благородством и изысканностью.

При составлении эскиза композиции иужио учесть следующие колористические задачи:

Цветовую гамму строить по принципу июансиых (тонких) отношений.

Нарушить цветовую нюансовую гармонию введением одного контрастного цвета — активный взрыв. Работу выполнять иа раме размером

60x80 см, используя любой цвет резерва (или несколько). Размер эскиза 15x20 см сделать в цвете. Картон выполняется четким черным контуром в натуральную величину. Если выполняется настенное панно, то запаривать его необязательно, достаточно закрешпь краски горячим утюгом, проутюжить через чистую тонкую бумагу.

Приступая к выполнению практических заданий по художественной росписи ткаии, необходимо владеть основными законами и правилами создания орналаентальшй и декоративной композиции. Все эти вопросы подробно рассматриваются в курсе «Основы декоративной композиции»1, с которым учащийся должен познакомиться, перед тем как приступить к технологии художественной росписи ткани. В творческом процессе создания текстильной композиции тесно переплетаются три начала творческой деятельности человека: эмоциональноинтуитивное, интеллектуальноинтуитивное и интеллектуал ьнологическое. Любая первоначальная идея, вызванная эмоцией, интуицией, фантазиен, требует обоснования и уточнения.

Поэтому, начиная работу над эскизом 1гзделия, прежде всего необходимо задуматься иад тем, как согласовать различные элементы (мотивы) между собой, как организовать единое целое видение декоративного обрала, которым ложится на ткань.

Этого" можно достигнуть (как известно 1гз опыта художниковприкладннкогО двумя способами: делением на равные части и делением на неравные части.

Если в основу деления положены равные части, то такую композицию называют статической. Если между элементами композиции используются неравные расстояния, различные наклоны, различные размеры, то такую композицию можно назвать динамической: статика — покой, динамика — лнпжепне.

Иногда статическая композиция может показаться скучной, тогда принцип одинаковости можно нарушить, взяв одну из одинаковых частей и разбив ее на разные размеры, или применить другую графическую или цветовую трактовку мотива, влить в нее некоторый аспект динамики, для того чтобы придать большую выразительность.

Таким образом, здесь вступает в действие закон пропорциональности, ко горый заключается в установлении соразмерности частей по отношению к целому и друг к другу.

«Чтобы обеспечить ясность композиционного замысла и целостность всей композиции, одна из систем (статика или динамика) должна доминировать над другой, зрительно восприниматься более активной по цвету, светлой, графической обрисовке и т. п.*. Более подробно читайте об этом в книге В.Н. Козлова «Основы художественного оформления текстильных изделий» (М, 1981).

Четкости и ясности общего замысла можно достичь, применяя закон трехкомпоненттюсти. Уже в самом его названии сказано, что достаточно показать три размера орнаментальных мотивов или три фазы ритмического движения (крупное, среднее и мелкое) для того, чтобы обеспечить зрительную ясность.

Художник и процессе работы над композицией текстильных рисунков часто руководствуется правилом группирования, т. е. использует сходные по цвету, форме, рисунку мотивы. Мотивы объединяются в отдельные труппы. Эти отдельные групповые мотивы должны взаимодействовать с общим цветовым колоритом и участвовать в организации гармонии цветовых отношений, построенных по законам контраста или нюанса.

И законе контраста просматривается «борьба противоположных тенденций» (статика и динамика, симметрия и асимметрия, светлотные и хроматические контрасты). Об этом также читайте подробно у В.Н. Козлова в вышеупомянутой книге (с. 91—156).

Вопросы для повторения к главе V

Что такое «резерв»?

Как готовить резерв для холодного батика (знать 2 рецепта)?

Как хранить трубочки для холодного резерва?

Что такое «эффект лепестка»?

Где используется «эффект жилок»?

Как выглядит «эффект дождевых капель»?

Как готовить цветной резерв для холодного батика?

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия