Узелковая окраска тканей
Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани,
который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный
раствор не мог достичь н окрасить его. Ограничить доступ краски к нему
можно с помощью узлов, прищепок, зажимов... Одним словом — это механическое
резервирование тканей В различных странах наименование такой краски
разное: в Милане ее называют «планги», в Индии — «бандана», в Японии
— «тибари»...
Обучение батику логично начинать именно с этой техники: происходит
знакомство с тканью, красителями, приго'1 силен нем краски, запаркой
изделия... А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе;
учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша
эта техника для различной кружковой работы: приготовления театрального
реквизита — занавесок, костюмов; моделирования одежды, выполнения тканей
для интерьера.
Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани
необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером,
гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним или
несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой
ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора
зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а
также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных
узоров ткань складывается в два раза, и только потом на ней завязываются
узлы.
В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или
остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и
затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость
полученного рисунка.
Посуда для крашения должна быть нержавеющей и вместительной. Содержимое
пакета с красителями, предназначенными для крашения хлопчатобумажных
тканей, растворите в 0,5—1 л теплой воды, раствор процедите в посуду
для крашения и долейте теплой воды, объем красильного раствора должен
быть таким, чтобы изделие было полностью погружено в него.
В раствор добавьте 1—2 ложки соли, все перемешайте и доведите до кипения.
Затем быстро погрузите в раствор подготовленный материал, кипятите
5—7 мин. Потом перенесите изделие в посуду с холодной водой и промойте,
не развязывая узлов. После этого развяжите узлы, расправьте ткань и
промойте сначала теплой водой, потом горячей с моющими средствами и
окончательно сполосните в теплой воде. Изделие слегка подсушите и прогладьте.
Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин,
тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов,
лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска).
Вполне пригодны и ткани, бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие
яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать
и более дорогие ткани — натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную
ткань. Только имейте в виду, что все эти ткани не должны иметь примесей
синтетических волокон, для которых необходимы более сложные красители.
Подготовка рабочего места
К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо
отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате,
где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный
кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой.
Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он окрашивания.
Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя, соответствующего
выбранной ткаии; окрашиваемый материал, предварительно подготовленный
по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить, свеча, пластмассовые
прищепки для белья, лоскут старой ткани или гигроскопической бумаги,
старые газеты, щетинные кисти и поролоновые губки.
Есть несколько способов механического резервирования тканей, с помощью
которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани. К ним относятся
завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала и др.
Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание»
Упражнение 1. Получение солнечного узора в два цвета. (Для салфеток)
Приготовьте краски двух цветов; желтую и красную. Разведите их в поллитровых
банках но всем правилам подготовки красок, как было описано выше. Затем
возьмите ткань размером 30x30 см, найдите центр, собирая ткань на карандаш,
и завяжите 4 см — головку центра — крепкой ниткой, предварительно провощенной.
Вощение нитки выполните так: сильным и быстрым движением проведите натянутой
ннтыо вокруг свечки. Вощение нити делается для того, чтобы краска не
прошла через нить. Затем отступите от завязанного центра 4—5 см и снова
крепко завяжите. Вы получили так называемую «куколку» (рис. 52).
Красители залейте в эмалированные кастрюли (лучше всего ковшики) и
нагрейте до 40—60°С. Возьмитесь за конец «куколки» и обмакните центр
в желтую краску (можно подержать минут 8—10). Выньте из красителя, подержите
под холодной водой из крана

I)
Рис.52
и промокните сухой тканью или гигроскопической бумагой. Затем возьмите
в руку центр и обмакните края в красный цвет и — снова под кран с водой
с последующим легким обсушиванием сухой тканью. Затем с помощью ножниц
уберите нитки. распрям 1 пе салфетку, разложите на 2—3 слоя газет и
через одну газету проутюжьте горячим утюгом до полного высыхания. Учтите,
что яркие цвета краски на сухой ткани в два раза бледнее, нежели на
сырой. У вас, если вы все правильно сделали, получится узор «солнышко»
с желтым центром, белыми н оранжевыми окружностями (красный и желтый
при смешивании дают оранжевую полоску) и с яркокрасным краем. Затем
салфетки запариваются и срезы обрабатываются оверлогом. (См. запаривание
ткани в конце раздела.)
Упражнение 2. Получение узора «солнышко» с заутюженными диагоналями
(см. цв. вкл., с. 25). Это упражнение строится па основе предыдущего,
но, в отличне 01 свободной сборки центра салфетки, здесь мы выполняем
ляутюжку. Дли .мшо салфетку складываем по диагонали и заутюживаем сгиб.
Затем еще и еще сгибаем по диагонали (сколько получится) и горячим утюгом
заутюживаем сгибы. «Куколку» готовим, как и в упражнении 1. Добавьте
еще зеленую краску. Окуните всю куколку в желтый цист. Промойте и промокните
в ткань. Затем центр будущей салфетки окуните в красный. Снова промойте
и промокните. После этого возьмите за центр и окуните в красный, промокните,
а самый копен — в зеленый цвет. У вас должен получиться узор, напоминающий
яркий оранжевый солнечный диск с белыми окружностями на оранжевой и
коричневой полосе (она получится при смешивании красного н зеленою)
н яркими зелеными краями. Если в первом упражнении узор был более мягким,
расняывчашм.то в зтом случае Насчет горячен VIюжкп \'Зор получается
более четким, графически прорисованным.
Упражнение 3. Выполнение большого узора «солнышко» Такой улор выполняете
я ллн скатерти или юбкисолнца. Ткань лучше всего брать хлопчатобумажную,
тонкую, типа .'батист» или «перкаль» Красители реактивные пли холодпокрасяшие.
время крашения 8—10 мни. Ткань складывайте, как в упражнениях 1 и '1.
Так как объем получаемой «куколки» гораздо больше, чем в прошлых упражнениях,
то завязывание лучше производить тонким шнуром, тоже предварительно
провощенным. Перетяжек на «куколке» можно сделать значительно больше
— до 6—7. Узлы мижни завязать более сложные. В длинный шнур, завязать
первый узел и сделать подкрутку «куколки» в правую сторону, а длинный
конец шнура крепко обвить по спирали и завязать следующий узел. Выполните
так все узлы, поочередно закручивая «куколку* то вправо, то влево, все
время перетягивая закрутку свободным концом шнура. Закрутка «куколки»
в разные стороны и перетягивание ее по всей длине шнуром даст дополнительные
орнаментальные мотивы в узоре, так как ткань под шнуром оказывается
зарезервированной.
Для этого упражнения потребуется более глубокая посуда, и объем красителя,
естественно, увеличится. Однако можно использовать и дополнительную
ручную окраску кистью или тампоном. Допустим, вы окунули «головки» в
одну краску, а краевую часть — в другую, центральная часть оказалась
недосягаемой для окраски. В этом случае берите щетинную кисть или тампон
из поролона и хорошо промакивайте ткань нужной краской, следите за тем,
чтобы она хорошо входила в закрученную ткань. Таким образом можно получить
очень интересные цветовые эффекты — контрастные с белыми (незакрашенными)
радиальными разводами, объединяющими общую цветовую гамму.
Упражнение А. Завязывание нескольких узоров «солньпико»Эту работу
можно провести также на большом квадрате (платок). Возле середины квадратного
куска материала (рис. 53) определите 3 или 5 мест и завяжите их в узлы
прочной ниткой. Четыре угла квадрата сложите вместе и тоже свяжите,
в результате получится четыре или шесть узлов. Все узлы окрасьте сначала
в светлокрасном (или желтом) растворе (продолжительность крашения —
30 мин) и прополощите в прохладной воде. Слегка отожмите сухой тряпкой.
Развяжите узлы и завяжите их с другой стороны материала, после чего
окрасьте их в фиолетовом (или оранжевом) растворе в течение 15—17 мин.
Окрашенные места прополощите снова. Затем материал целиком опустите
в третий, светлосиний (или красный) красильный раствор, в котором выдержите
10— 12 мин при легком помешивании. Затем материал тщательно прополощите,
слегка просушите и отутюжьте горячим утюгом. Набор цветовой гаммы для
данного упражнения может быть любой, все зависит от цели работы, фантазии
и вкуса работающего.