Из истории художественной росписи тканей

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

В середине 20х гг. многие мастера начали вносить отдельные геометрические элементы в цветочные мотивы. Однако это рождало эклектические узоры (рис. 16). О. Грюн первым ввел в оформление ткани своеобразные производственные мотивы — челноки, катушки, шпили н т. д., вписывал их в среду растительного орнамента Мария Назаревская, возглавлявшая в 1930 г. художественное отделение Московского текстильного института, создала ряд декоративных тканей, где в цветочные композиции орнаментально вписывались трактора, комбайны, люди, выражавшие движение эпохи. Например сатин декоративный «Участие красноармейцев в сборе хлопка» (см. цв. вкл., с. 3). А в 1930 г. художница Мария Васильева создала декоративный ситец «Новая деревня» (см. цв. вкл., с. 3). До



стижения химической промышленности в послевоенные шестидесятые годы подготовили переворот в области текстильного производства. В нем все большее место стали занимать ткани из синтетических и искусственных волокон.

Искусственное волокно получают из природной целлюлозы пли продуктов ее химического изменения путем растворения в специальном составе, который затем выдерживают в течение нескольких часов, К числу искусственных принадлежат штапельная, вискозная, ацетатная и другие ткани. Синтетическое волокно получают из синтетических смол: капрон, например, — из угля, нефти, древесных смол.

Для новых тканей требовались и иные по характеру набивные рисунки, атакже и способы нанесения свободной росписи. В начале 60х гг. широко распространилось направление, в основе которого лежала свободная эскизная манера зарисовок, выполненных в технике «сухая кисть» (см. цв. вкл., с. 18). Техника «сухой кисти» позволяет перенести в тиражируемую ткань манеру художника. Она дает не сплошную линию (как в набойке), а легкую, штриховую. Классическим образцом этого направления можно считать рисунок И. Щегловой «Букет роз» (1961) (см. цв. вкл., с. 7). Решенный легко и свободно, как живописный экспромт, он сохраняет прелесть натуры и в то же время достаточно условен, чтобы выглядеть текстильным узором.

Очень интересны и своеобразны ткани другой художницы — Натальи Васильевны Кирсановой, выполненные в технике «сухая кисть». Ее ткани 1960—1965 гг. «Мазки», «Голубые цветы» смотрятся как непосредственно


перенесенные с листа бумаги эскизные экспромты художника — так живо и в то же время точно воспроизведена в них авторская манера наложения красок, так осязаемо хранят они следы руки мастера (см. цв. вкл., с. 7).

В это же время широко раскрылись особенности дарования Суламифи Александровны Заславской — своеобразного и яркого художника текстиля. Эстетическая выразительность тканей Заславской обусловлена не только композиционным мастерством художницы, но и колористическими достоинствами. Ткани ее обычно построены на глубоких интенсивных тонах, в них никогда нет пестроты, резкости цветосочетаний. Художница любит и чисто графические решения, контрасты черного и белого с обрамлением яркого пятна (рис. 17).

Ткань «Выставка цветов» (1969) представляет рисунок крупномасштабных, сложных по узорчатости, многозначительных по орнаментальному языку изысканных линий — это целая сокровищница находок, отражающих флору (рис. 18).

С середины 60х гг. параллельно с производством тканей для жилища все большее значение получает изготовление уникального и малосерийного декоративного текстиля, а также гобеленов и панно различных видов и техник. Таковы, например, ткани В. Арманд, представленные на первой всесоюзной выставке «Искусство в быту». Вместе с Варварой Александровной Арманд начинает работать и Наталья Васильевна Кирсанова. Новизна их произведений заключалась прежде всего в преобладании геометрического элементарного орнамента — полос, клеток, прямоуголь


ников, кругов. Такова ткань Кирсановой и Арманд «Прямоугольники», построенная на сочетаниях окрашенных в разные цвета вытянутых прямоугольников, трактовка которых не математически точная н сухая, а мягкая, трепетная. Контуры каждой формы расплывчаты, они как бы растворяются на границе с другим цветом.

К середине 70х гг. появляется большое количество нетиражируемых декоративных тканей, таких, как сувенирные платки и декоративные панно, выполненных в технике свободной росписи по шелку.

Первые опыты в декоративном панно московской художницы Н. Жовтис были закономерными в процессе развития графической манеры ее рисунков для промышленного текстиля и платков. Тонкая графическая линия вычерчивает мелкие разнообразные узоры тканей, передает плавное движение извивающихся в виде конвейерных лент текстильных полотнищ. В сложное взаимодействие с этими ритмами вступают контурно очерченные фигурки художниц, из рук которых выходит затейливое узорочье.

К числу интересных тематических панно принадлежит «Песня об убитом комиссаре» (1967) ленинградского художника Ф. Лейбовича. Он использует приемы горячего батика (рис. 20).

Роль первооткрывателей в жанре монументального панно в технике «батик» сыграли произведения литовского художника И. Бальчикониса. Главное новшество заключалось в возрождении техники батика, придающего ткани, испещренной сетью кракелюр, необычайную живописность, трепетность манеры и особую сетку времени.

Рис. 21 Й. Балъчиконис. «Серые кони*. 1962 г.

Таковы «Серые кони* (1962) (рис. 21) и «Напевы» (1967) (см. цв. вкл., с. 2).

Работы московской художницы Ирины Владимировны Трофимовой уже много лет привлекают внимание па современных выставках художественного текстиля. Работает она исключительно в технике горячего батика. Батику Трофимова предана почти фанатично, неутомимо изучает традиции народной техники, где бы она ни находилась, путешествуя по Востоку. Основная тема ее работ > впечатления от путешествий. Она любит Восток и, оставаясь русским человеком, скорее наблюдает чужие сараны, а в работах передает свое отношение к ним. Художница твердо стоит на том, чю каждый декоративный элемент работы должен быть «оправдан» смыслом, орнамент играет в ее работах роль музыкального ритма, а певучий рисунок «ведет мелодию*. Такой характер носят ее текстильные панно «Размышление», «Средняя Азия», «Голубая керамика», «Бумажные фонари», «Грузия» (см. цв. вкл., с. 3).

Текстильные панно создавались художниками как выставочные произведения, не имеющие конкретного адреса, хотя могли бы украсить любой интерьер.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия