Из истории художественной росписи тканей

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

Большим совершенством отличалась роспись тканей в Японии. В летописях, относящихся к VII в. и. з., упоминается о способе окраски ткани — «гохата». Куски ткани по рисунку тут прошивались шпкамп, а затем погружались в краску. Через толщину стянутой ткани краска проникала не везде, вследствие чего получался своеобразный рисунок из нцпрокрашеппых участков. К тому же времени можно отнести другой интересный способ нанесения рисунка на ткань — «роксти». При этом способе рисунок на ткань наносился горячим носком, затем ткань погружалась в краску, высушивалась, а воск удалялся. Горячий воск при остывании образовывал на поверхности ткани грешпны, которые делали рисунок оригинальным.

К более позднему времени относится художественная роспись шелковых тканей от руки, требовавшая от художника большего мастерства и вкуса. С конца XVII в. в Японии иа шелковые ткани стали переносить сложные сюжетные композиции и пейзажи. Каждый кусок ткани, выполненный в технике ручной росписи, представлял собой самостоятельное произведение искусства. Только в 1878 г. впервые на Всемирной выставке в Париже Европа познакомилась с произведениями текстильного искусства Японии, которое покорило европейских художников высоким художественным уровнем рисунков, блестящей техникой исполнения.

Ученые полагают, что шелководство возникло в глубокой древности, независимо друг от друга в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В Европу шелк стал ввозиться еще во II в. и. э. — в эпоху Римской империи. В IV в. греческие монахи, раздобыв яйца шелковичного червя, сумели развести его в навозе. Греческие правители сделали из этого тайну. Им удалось долгое время получать шелк, изделия из которого продавались но всей Европе.

Затем шелковичного червя стали разводить в Византии, откуда он попал в Сицилию, гож1гуго Италию, затем во Францию. Особенно славилась шелковая промышленность, процветавшая в итальянских городах Болонья, Лукка, Генуя, Венеция.

Потребителей привлекали в шелке его выдающиеся достоинства: тонина, прочность, упругость, способность хорошо окрашиваться в различные цвета. Поэтому из него вырабатывали самые роскошные ткани, доступные лишь правящим классам.

С течением времени производство шелка удешевилось, он стал доступнее.

После первого знакомства русских с шелком прошли столетия. Его везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого и на них можно было хорошо заработать.

Это учел, кстати, русский царь Алексей Михайлович. В середине XVII в. он попытался развести шелковичных червей иод Москвой, в Измайлове. Были выписаны специалисты из Астрахани. Увы, из царской затеи ничего не вышло.

Новые попытки производства шелковых тканей были предприняты в России во время правления Петра I, в связи с первым опытом разведения шелковичных червей на Украине и Кавказе. После Персидского похода Петр I приложил немало усилий для организации шелкопрядного дела в России. В 1714 г. первая шелкопрядная фабрика начала вырабатывать шелковые ткани. При Петре I шелковое производство было развито сильнее, чем производство других видов тканей. Старейшие шелкоткацкие мануфактуры — Купавинская, Фряновская — располагались вблизи Москвы, и шелковые ткани, изготовленные на них, по качеству не уступали изделиям всемирно известной в то время Лионской мануфактуры.

Особое место в конце XIX в. занимает предприятие братьев Сапожниковых, прославившееся производством высокохудожественных шелковых декоративных тканей. Это штучные изделия для церковного облачения и придворных церемонии, государственные знамена, иконы и т. д. Уникальные расписные шелковые ткани русских мастеров фабрики Сапожниковых неоднократно представляли текстильное искусство России на международных выставках.

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать* (см. цв. вкл., с. 2)

Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, се простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань (см. цв. вкл., с. 1).

Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в XVI—XVII вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к X в.

Старинная русская набойка выполнялась масляной краской, сваренной па олифе, по льняным и шерстяным тканям. В документах XVI—XVII вв. термин «набойка» почти не встречается. Ткань с темным орнаментом по светлому фону обычно называется выбойкой. И только с XVIII в. термин «выбойка» постепенно вытесняется термином «набойка».

Для выбойки характерна ткань с окрашенным фоном и незакрашенным узором, а для иабопкп отличительным признаком является цветной набивной узор по неокрашенному или светлому фону.

Доска, на которой вырезался узор, называлась «манера» или «цветка». Если поле на доске оставалось выпуклым, а сам узор углублялся, то ткань называлась выбойкой. Для набойки узор, как правило, оставался выпуклым, намного выше общего фона. В первом случае выбивался на ткани узор поля, и он был цветным, а основной узор был белым. Во втором случае — все наоборот.

Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному бакруг лиц — только женщины из местных каст.

Узоры «мадхубани» отличаются специфической композицией. Фигуры богов, людей или животных помещаются обычно в рисованную рамку, все пространство которой заполнено изображениями цветов, птиц, рыб, змей, условных символов космогонического содержания, религиозных символов. Вес это рисуется от руки и отличается чрезвычайной, как бы нарочитой примитивностью, непосредственностью и живостью изображения. Его яркость и красочность делают узор необыкновенно привлекательным.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия