Возрождение

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Выше уже говорилось о том, что стиль не всегда передает особенности времени, в которое он возникает и развивается, а зачастую воплощает только идеалы и мечты творцов. Эпоха Возрождения (XV – XVI вв.) представляет собой яркий пример такого несоответствия искусства и действительности, она была преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. В действительности реальная жизнь даже наиболее передовых городов того времени была полна средневековой жестокости, войн, заговоров, кровопролитий. Лучшие годы флорентийского искусства, когда были созданы самые светлые произведения Итальянского Возрождения – это время гражданской смуты, дворцовых интриг, смертей от яда и кинжала, а период так называемого Высокого Возрождения в Италии, охватывающий всего около двадцати лет начала XVI столетия, буквально потонул в море крови из-за «охоты на ведьм», пик которой приходился на 1484 – 1650 гг.

В эпоху Возрождения под влиянием технических достижений и научных открытий кардинально менялся образ жизни людей, их мироощущение. В это время на смену феодализму приходит капитализм, средневековому жизненному укладу – технологический, начинается Начинается полоса буржуазных революций. Внешние войны объединяют феодалов в единые централизованные государства. Европейские нации начинают осознавать себя как народы, имеющие общие корни, язык, традиции.

Художники Возрождения видели свой идеал в античном искусстве. Великие творения античности восхищали людей, привыкших к мрачным образам средневековья. Кроме того, для человека эпохи Возрождения характерны рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание жизненных противоречий, стремление к осмысленности не только индивидуального существования, но и цивилизации в целом, которые свойственны и античному человеку.

В это время более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. Церковные догматы перестают довлеть над содержанием произведения, оно освобождается от средневекового аллегоризма. В то же время Возрождение не было еще во власти материалистического рационализма и аттеистического нигилизма. Христианство, как таковое, продолжает оставаться источником многих прозрений и откровений, однако центральное место в идейной системе общества теперь занимает человек. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности, их внимание привлекает реальный земной мир. Для живописи эпохи Раннего Возрождения характерно использование скупых пластических форм для передачи глубины переживаний человека и нового ощущения человеческого достоинства.

Однако в эпоху Высокого Возрождения выдающийся художник Леонардо да Винчи преодолевал натурализм живописи Готики и Раннего Возрождения. Он изображал пластическое движение, устраняющее холодность рациональной гармонии, пытался преобразить конкретное в идеальное. Основной в искусстве Возрождения была дилемма: как изобразить величие духа через движение форм человеческого тела, которую стремился разрешить скульптор Микеланджело Буанарроти. В его скульптуре «Давид» наиболее ярко отразилсяхудожественный конфликт телесной языческой красоты и духовного пафоса нового христианского искусства Возрождения. А в архитектуре в это время появился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов.

 В Италии в 40-е годы XVI в. была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Сжигались запрещенные книги и многие передовые ученые и мыслители погибли на костре. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь манеру великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль маньеризм, связанный с кризисом художественных идеалов эпохи Возрождения, который характеризуется превалированием формы над содержанием. Маньеризм отличают субъективизм, вычурность, изощренность формы, в нем наблюдается усталость стиля, исчерпанность его жизенных источников.

Возрождение – переломная эпоха стремительного изменения «картины мира», существенного преломления идей, творческих устремлений, идеалов, нравственных и эстетических критериев, выражающихся в поисках новых форм, критического отношения к недавнему прошлому. Однако явления общественной жизни не нашли широкого отражения в искусстве Возрождения. Идеи черпались, как правило, из античности, гармония которой обещала твердую опору в меняющемся мире. Основой идеологии Возрождения стала идея безусловного приоритета индивидуальных ценностей, человек мыслился как свободное творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения.

Искусство эпохи Возрождения начинается как синтез античности и средневековья. Искусство Возрождения соединило в единое целое телесность и духовность человеческого существа, открыло дорогу для создания образа совершенного человека и тем самым оказало великую услугу социальному погрессу. Бурный процесс развития гуманистической культуры Возрождения, начинавшийся в Италии XVI в., имел черты, своеобразие которых заключалось в том, что человек в искусстве итальянского Возрождения предстает как всемогущая личность, как существо, господствующее над миром. В творениях мастеров Высокого Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи человек – властелин мира. Это своеобразня метаморфоза христианского богочеловека, из которого изъята его мистическая и чисто религиозная сущность.

Когда средневековый гуманизм исчерпал себя, когда один источник силы, могущество Бога, иссяк человек нашел другой источник в самом себе, поставив себя на место Бога, осознав, что те силы в себе, которые он воспринимал как нечто относящееся к божеству, являются вполне человеческими.

Новое время

. Барокко

Стиль барокко сформировался вслед за плеядой разрушительных войн, в условиях социальной несправедливости, на почве контрреформации и просуществовал с 1600 по 1750 годы. Барокко воплотил в себе чувство падения ренессансных идеалов, а также обостренное осознание социальных, религиозных и экономических кризисов, переживаемых Европой в эту эпоху. И хотя художественная коцепция барокко и сохраняет гуманистическую направленность Возрождения, но, в отличие от последнего, она отмечена печатью трагизма, пессимистичности, бессмысленности жизни, сомнением в силе человека, обреченностью существования. Возрождение восхищается человеком и его бытием, барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр.

 Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями. В это время было изобретено книгопечатание, открыта Америка, найден морской путь в Индию, начала завоевывать признание гелиоцентрическая астрономия. Все эти события разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек. То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. Данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом.

Стиль барокко медленно вызревал в архитектуре и скульптуре Высокого Возрождения. Его основателем стал Микеланджело, поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям Средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. В его произведениях впервые проявился один из первых признаков искусства барокко: избыточность средств и смешение масштабов. По его проекту был построен собор Святого Петра в Риме, монументальный декор которого создал Л. Бернини.

В это время возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интереснее с художественной точки зрения. Все ясное и простое стало казаться скучным и унылым, а необычное, неясное и призрачное красивым, привлекательным, и именно это понятие красоты стало основой стиля барокко.

Эпоха барокко – это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта.Драматизм стиля барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями, стремлением вырваться за физические пределы материи. Новые художественные идеи высвобождались от сковывающей их обыденной реальности, условий правдоподобия, классических канонов. Это позволяло устранять материальные ограничения: зрительно прорывать плоскость стены или потолка, игнорировать обрамления, конструктивные членения архитектуры, либо создавать из них новые, иллюзорные. В некотором смысле барокко – это возврат к идеалам готики. Тот же органический рост форм, та же динамика, иррациональность, преобладание вертикали над горизонталью, но стиль барокко не только сохранил, но даже усилил чувственное начало архитектуры. Повышенная экспрессивность, мистицизм, иллюзионизм, имматериальность, свойственные католическому мироощущению нашли свое отражение в барокко.

В эпоху барокко мировоззрение человека не просто было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. Барокко – это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля.

Классицизм

В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось художественное направление, охватившее все виды художественного творчества – Классицизм.

Классицизм, основанный на следовании принципам античного искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенные, героические и нравственные идеалы, создать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Абсолютизм в политике Франции ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Идеологическая основа классицизма включала в себя идеи патриотизма, государственного служения, воссоздания человека, способного поставить высокие цели и достичь их, предпочесть собственным интересам общественные. Идеологи классицизма считали, что чувства должны ограничиваться разумом, личному счастью нужно предпочитать установленные обществом нормы морали .

Отдельно следует упомянуть о так называемом «Большом стиле», сформировавшимся и получившим распространение во Франции в годы правления Людовика XIV – с 1643 по 1715 гг. В этом стиле соединились элементы классицизма и барокко. Своеобразным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную власть, не считаясь со средствами. Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только классицизм, ассоциирующийся с величием древних греков и римлян. Но строгий и рациональный классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль барокко. Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского барокко. Но во Франции барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры классицизма. С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX в. В этом состоит главная особенность «Большого стиля».

Вторая половина XVII века во Франции примечательна еще и тем, что само понятие художественного стиля сложилось только теперь. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль начал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, превратился в норму жизни – быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета. Вместе с осознанием стиля приходит эстетитизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, чувства детали. Пышность стиля придворного искусства создавала впечатление вечного праздника жизни. Большой стиль точно отражал содержание эпохи – но не действительное состояние, а настроение умов. Сам король мало интересовался искусством, он вел бесславные войны, истощавшие силы государства. И люди как будто старались не замечать этого, они хотели выглядеть такими, какими казались себе в своем воображении. В 1685 – 1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее – Вандомская площадь), которая была задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца, как называли Людовика XIV .

Ампир

XIX в. во Франции начался господством холодного, помпезного, ныпыщенного стиля ампир, искуственно насаждаемого императорской властью Наполеона Бонапарта. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Примитивность содержания и жесткость идеологических установок сделали ампир не художественным стилем в полной смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. Основными категориями формообразования в искусстве стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах – открытый эклектизм, а преобладающими декоративными мотивами оставались атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров .

Модерн

С середины XIX в. историко-культурные условия оказались неблагоприятными для формирования нового стиля и прогрессивного художественного мышления, и художники видели источник современного стиля только в прошлом. Беда состояла в том, что исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к естественному существованию. Опытные художники это понимали и старались «улучшить» эти стили, применяя новую школу рисунка, проектирования и технологию обработки материалов, но форма оставалась старой. В процессе борьбы с историзмом, стилизацией и эклектикой наиболее передовые художники своего времени создавали новый большой стиль – стиль модерн, утвердившийся в искусстве в 80-90 годы XIX века

Стиль модерн самым тесным образом связан с разными социальными факторами: обострением общественных противоречий, в некоторых странах приведших к революционным взрывам, техническим и промышленным прогрессом, развитием общественной мысли, философии, науки, литературы. Все течения искусства модерна объединяло общее, так называемое, мировоззрение «fin de siécle» – «конец века», отличавшееся, с одной стороны и растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством.

В искусстве с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм. Трагическая противоречивость, «безысходность» модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века .

Искусство модерна завершило в начале XX века свой стилистический цикл развития. И художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстракционизму. Поэтому искусство модерна часто называют последним большим художественным стилем.

Реформы во всех сферах общественной жизни, демократическое преобразование, просвещение, научная революция, утверждение рационализма привели к тому, что мировоззрение человека не просто раскололось, но окончательно потеряло целостность и гармоничность. В эпоху Нового времени необратимо на первое место выходит человек, потеснивший даже Бога. В Великой Французской революции 1789 – 1793 гг. этот процесс достиг апогея. Начиная с эпохи Просвещения главенствующей становится идея о том, что страсти должны быть подчинены велениям разума. В первые эта идея воплотилась в стиле барокко. Стиль классицизма продолжал развивать эту идею, однако теперь наравне с нею выступает пафос патриотизма, служения родине. Искусство становится более утонченным, изысканным и приобретает более интимный, камерный характер. Помпезный, холодный стиль ампир, призванный прославлять Наполеона Бонапарта, прервал развитие этих тенденций. Следующим оригинальным стилем стал стиль модерн, который сформировался в конце XIX века. Модерн стал реакцией наиболее передовых и просвещенных людей на «бесстилье» и пестроту художественных течений, наблюдавшихся в искусстве в течение нескольких десятилетий. Создатели модерна стремились противопоставить кризисным, противоречивым явлениям жизни, целостность и гармонию. Их творчество – это попытка «бегства от действительности» в мир идеальных образов и фантазий.

Кризис стиля

Конец XIX – начало XX характеризуется появлением огромного количества направлений, течений, концепций и художественных движений, среди которых импрессионизм, авангардизм, абстракционизм и другие. Однако при всем их внешнем разнообразии в целом все эти веяния в искусстве носят на себе яркий отпечаток историзма и эклектичности. В  это время только личность обладала стилеобразующей силой, и именно это наряду с излишним интеллектуализмом, рационализмом и прагматизмом стало причиной серьезного кризиса искусства и больших исторических художественных стилей.

Крушение в XIX в. больших стилей знаменовало отказ от формирующих общественное восприятие канонов. Искусство и художники оказались свободными перед лицом потерявшего определенность сословного разделения общества. Никакие философские, религиозные или этические категории не формировали нормативов для художественного творчества. Отсутствие обязательных канонов освобождало эстетическое восприятие, принявшееся с энтузиазмом осваивать неведомые доселе сокровища тысячелетий.

Представители всех новых направлений претендовали на создание оригинального, нового искусства. Дальше всех в этом пошел авангардизм, включая такие его течения, как абстрактивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, оп-арт и другие, который вообще отрицал историческую традицию, преемственность и являл собой эксперементальный поиск новых форм и путей в искусстве. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода модерна, в частности из символизма.

Для представителей авнгардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к освобождению от целостности формы. Именно отсутствие целостности и откровенная эклектичность привели к тому, что за свою достаточно долгую историю искусство авангарда не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия