ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ОСТГОТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

На фоне общего упадка культуры в первые века Средневековья были особенно заметны кратковременные периоды некоторого оживления культурной жизни в государствах остготов и франков

Культурный подъем в Остготском королевстве в Италии наметился в годы правления Теодориха (493-526 гг.). Крупнейшими деятелями «остготского Возрождения» были Боэций и Кассиодор.

Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) — «последний римлянин», магистр-оф-фиций (первый министр) короля Теодориха, философ, поэт, ученый и теоретик музыки — входил в число наиболее почитаемых учителей раннего Средневековья. Сетуя на то, что римская свобода погибла, Боэций в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия.

Боэций обосновал деление знаний на семь свободных искусств, разделил их на две ступени: высшую — квадривиум и низшую — тривиум. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Боэций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования. Боэция называли также «отцом схоластики», ибо он первым в Западной Европе выработал основы схоластического метода, который лег в основу средневековой «школьной» философии (схоластика, от лат. «schola» — «школа»).

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шартрского собора во Франции (XII-XV вв.) фигура Боэция олицетворяет арифметику, Пифагора — музыку, Евклида — геометрию, Птолемея — астрономию, Цицерона — риторику, Аристотеля — логику. Учебниками Боэция пользовались в западноевропейских университетах вплоть до начала Нового времени.

Вторым крупнейшим просветителем раннего Средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490-585 гг.), также занимавший высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Совместно с Боэцием Кассиодор обосновал тривиум и квадри-виум и разработал их структуру. Кассио-дор оставил после себя немало сочинений. Главное из них — «Варии» — собрание официальных документов, указов, распоряжений королевской канцелярии, ставшее стилистическим образцом официальных бумаг. На юге Италии в собственном имении Кассиодор основал «Виварий», включавший школу, библиотеку и скрипторий (мастерская, где переписывались книги).

«Виварий» Кассиодора сыграл выдающуюся роль в средневековой культуре, т.к. три его составные части сделались обязательным элементом в структуре христианских монастырей — главных хранителей культурной традиции в Европе.

Архитектура

Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан и др.) были центрами искусства и архитектуры, продолжавших традиции античной классики.

Особенно блистала столица Остготского государства — город Равенна, которая украсилась новыми великолепными соборами и дворцами, амфитеатрами, монументальными гробницами и роскошными мозаиками. Продолжалось также строительство мостов, дорог и акведуков, однако главное место занимали культовые постройки — храмы, баптистерии и пр.

Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха (ок. 526 г.). Следуя римской традиции погребальных сооружений, мавзолей остготского короля был выстроен как центрическое здание. Он представлял собой массивное и суровое сооружение, отличающееся внушительностью общего облика. Внутреннее пространство мавзолея богато украшено фресками и мозаиками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Другой образец строительного искусства остготского Возрождения — крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.

После завоевания Италии Византией (555 г.) Равенна сделалась ее крупнейшим культурным центром, сохранившим единственный в своем роде комплекс византийских памятников VI-VII вв. Особого размаха строительство новых храмов в Равенне достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.).

Как и раньше, сооружались два основных типа храмов — центрические и базиликальные (в основе последнего лежала римская базилика). Значение бази-ликального храма огромно, т.к. он стал основой христианского храмового зодчества. Базилика представляла собой прямоугольное здание с высоким центральным нефом, придававшим всей постройке вид могучего корабля. К центральному нефу с обеих сторон примыкали два (или более) боковых нефа, более низких чем главный. С восточной стороны центральный неф завершался полукруглым выступом — апсидой. Поперечный зал, трансепт, придавал всему зданию форму креста. Высокая башня над средокрестием (место пересечения центрального нефа и трансепта) венчала постройку.

В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с XI в. стали применяться каменные цилиндрические своды.

В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому — мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Вита-ле — великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего Средневековья. В отличие от античности, где мозаика украшала пол здания, средневековая мозаика располагалась в простенках и в апсиде, и изготавливалась она теперь не из естественных камней, а из стеклянной смальты (непрозрачное стекло). Для средневековой мозаики характерны золотой цвет и мерцающая поверхность. Таковы знаменитые мозаики Сан Витале. Одна из них запечатлела торжественную процессию, направляющуюся ко входу в храм. Во главе ее изображены император Юстиниан и императрица Феодора, славившаяся своей красотой. Фигуры мозаики строги и величественны, причем большое внимание художник уделил бытовым деталям и пейзажу. В равеннских мозаиках впервые проявилось весьма характерное для средневековой живописи стремление удлинить пропорции фигур и выразить одухотворенную красоту ликов.

Город Рим, хотя во многом и утратил былое величие, в раннее Средневековье сохранял значение религиозного центра в качестве резиденции главы западной церкви — римского папы. Там продолжалось строительство храмов, самыми знаменитыми из которых являются главная церковь римской общины на Латеране и старая базилика Св. Петра, воздвигнутая над предполагаемой могилой апостола (на этом месте сейчас находится собор Св. Петра).

В базилике Св. Петра впервые в средневековой архитектуре была построена крипта с обходом вокруг надгробия, которая впоследствии сделалась важным атрибутом христианского храма. Вход в базилику был выполнен в виде трехпролетной арки — так впоследствии стали оформлять порталы церквей романского стиля.

На севере Италии значительным культурным центром раннего Средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи там сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия