ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ОСТГОТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

На фоне общего упадка культуры в первые века Средневековья были особенно заметны кратковременные периоды некоторого оживления культурной жизни в государствах остготов и франков

Культурный подъем в Остготском королевстве в Италии наметился в годы правления Теодориха (493-526 гг.). Крупнейшими деятелями «остготского Возрождения» были Боэций и Кассиодор.

Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) — «последний римлянин», магистр-оф-фиций (первый министр) короля Теодориха, философ, поэт, ученый и теоретик музыки — входил в число наиболее почитаемых учителей раннего Средневековья. Сетуя на то, что римская свобода погибла, Боэций в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия.

Боэций обосновал деление знаний на семь свободных искусств, разделил их на две ступени: высшую — квадривиум и низшую — тривиум. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Боэций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования. Боэция называли также «отцом схоластики», ибо он первым в Западной Европе выработал основы схоластического метода, который лег в основу средневековой «школьной» философии (схоластика, от лат. «schola» — «школа»).

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шартрского собора во Франции (XII-XV вв.) фигура Боэция олицетворяет арифметику, Пифагора — музыку, Евклида — геометрию, Птолемея — астрономию, Цицерона — риторику, Аристотеля — логику. Учебниками Боэция пользовались в западноевропейских университетах вплоть до начала Нового времени.

Вторым крупнейшим просветителем раннего Средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490-585 гг.), также занимавший высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Совместно с Боэцием Кассиодор обосновал тривиум и квадри-виум и разработал их структуру. Кассио-дор оставил после себя немало сочинений. Главное из них — «Варии» — собрание официальных документов, указов, распоряжений королевской канцелярии, ставшее стилистическим образцом официальных бумаг. На юге Италии в собственном имении Кассиодор основал «Виварий», включавший школу, библиотеку и скрипторий (мастерская, где переписывались книги).

«Виварий» Кассиодора сыграл выдающуюся роль в средневековой культуре, т.к. три его составные части сделались обязательным элементом в структуре христианских монастырей — главных хранителей культурной традиции в Европе.

Архитектура

Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан и др.) были центрами искусства и архитектуры, продолжавших традиции античной классики.

Особенно блистала столица Остготского государства — город Равенна, которая украсилась новыми великолепными соборами и дворцами, амфитеатрами, монументальными гробницами и роскошными мозаиками. Продолжалось также строительство мостов, дорог и акведуков, однако главное место занимали культовые постройки — храмы, баптистерии и пр.

Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха (ок. 526 г.). Следуя римской традиции погребальных сооружений, мавзолей остготского короля был выстроен как центрическое здание. Он представлял собой массивное и суровое сооружение, отличающееся внушительностью общего облика. Внутреннее пространство мавзолея богато украшено фресками и мозаиками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Другой образец строительного искусства остготского Возрождения — крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.

После завоевания Италии Византией (555 г.) Равенна сделалась ее крупнейшим культурным центром, сохранившим единственный в своем роде комплекс византийских памятников VI-VII вв. Особого размаха строительство новых храмов в Равенне достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.).

Как и раньше, сооружались два основных типа храмов — центрические и базиликальные (в основе последнего лежала римская базилика). Значение бази-ликального храма огромно, т.к. он стал основой христианского храмового зодчества. Базилика представляла собой прямоугольное здание с высоким центральным нефом, придававшим всей постройке вид могучего корабля. К центральному нефу с обеих сторон примыкали два (или более) боковых нефа, более низких чем главный. С восточной стороны центральный неф завершался полукруглым выступом — апсидой. Поперечный зал, трансепт, придавал всему зданию форму креста. Высокая башня над средокрестием (место пересечения центрального нефа и трансепта) венчала постройку.

В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с XI в. стали применяться каменные цилиндрические своды.

В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому — мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Вита-ле — великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего Средневековья. В отличие от античности, где мозаика украшала пол здания, средневековая мозаика располагалась в простенках и в апсиде, и изготавливалась она теперь не из естественных камней, а из стеклянной смальты (непрозрачное стекло). Для средневековой мозаики характерны золотой цвет и мерцающая поверхность. Таковы знаменитые мозаики Сан Витале. Одна из них запечатлела торжественную процессию, направляющуюся ко входу в храм. Во главе ее изображены император Юстиниан и императрица Феодора, славившаяся своей красотой. Фигуры мозаики строги и величественны, причем большое внимание художник уделил бытовым деталям и пейзажу. В равеннских мозаиках впервые проявилось весьма характерное для средневековой живописи стремление удлинить пропорции фигур и выразить одухотворенную красоту ликов.

Город Рим, хотя во многом и утратил былое величие, в раннее Средневековье сохранял значение религиозного центра в качестве резиденции главы западной церкви — римского папы. Там продолжалось строительство храмов, самыми знаменитыми из которых являются главная церковь римской общины на Латеране и старая базилика Св. Петра, воздвигнутая над предполагаемой могилой апостола (на этом месте сейчас находится собор Св. Петра).

В базилике Св. Петра впервые в средневековой архитектуре была построена крипта с обходом вокруг надгробия, которая впоследствии сделалась важным атрибутом христианского храма. Вход в базилику был выполнен в виде трехпролетной арки — так впоследствии стали оформлять порталы церквей романского стиля.

На севере Италии значительным культурным центром раннего Средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи там сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия