ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ — АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО

Рождение средневековой культуры было итогом встречи античности и варварского, языческого мира.

Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком — носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков — местных и латыни.

Кроме латинского языка важнейшим инструментом античного наследия было христианство, ставшее основой средневекового мировоззрения.

Для усиления позиций христианства в средние века большое значение имела деятельность крупнейшего позднеримского теолога, одного из «отцов церкви» Аврелия Августина, епископа Гиппойского (354-430 гг.). Августин жил на грани эпох, когда активизировался процесс столкновения римского и варварского миров; поэтому в его учении содержится острое ощущение конца прежнего мира, предела «их времени». Величайшее значение творчества Аврелия Августина состоит в оформлении западного христианства в целостное мировоззрение и политическую доктрину. Все дальнейшее (вплоть до системы Фомы Аквинского — XIII в.) развитие теологической мысли Средневековья происходило в рамках учения Аврелия Августина. В своем главном труде «О граде божьем» он выработал оригинальную концепцию исторического движения человечества, в которой историческое будущее перерастает в будущее космическое, возвращаясь к исходному мировому началу. Согласно Августину в мире происходит вселенская битва добра и зла, а победа добра связана с окончательным торжеством на земле «божьего града», т.е. высшей и вечной божественной истины. Другое сочинение Августина — «Исповедь» — дает прекрасный пример тонкого самоанализа, раскрытия психологии личности.

Августин первым из теологов признал роль искусства в обществе, правда, рассматривая его как отзвук божественной мудрости.

Труды «отцов» христианской церкви — Аврелия Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима и других, всесторонне обосновали догму о роли церкви и заложили основы средневекового католицизма.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика. В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования, которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств» —septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая — монастырская, или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика — как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннее Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

Усвоение античного наследия раннесредневековой Европой было далеко не всеобъемлющим, поскольку уцелела лишь незначительная часть культурных достижений классической древности.

Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен, их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор, одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. Его влияние ощутимо и в религиозной литературе (апокрифы, жития святых, назидания, всевозможные «видения»).

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту.

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия