КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

ИСКУССТВО БАРОККО

У фламандского барокко было и другое направление — аристократическое. Этот путь определял Антонис ван Дейк (1599-1641). Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам себя чувствовал аристократом, хотя происходил из бюргерской семьи. Многочисленные его работы, рассеянные по всем европейским музеям, очень элегантны и изысканны. Особенно это заметно в портретной живописи. Ван Дейк создал тип блестящего аристократического портрета, интеллектуального благородного человека, порожденного рафинированной аристократической культурой. Герои Ван Дейка — люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии и скрытой грусти, полные спокойной уверенности и изящества («Семейный портрет», «Портрет Карла 1 на охоте»). Его композиции прекрасны по живописи, но за внешней эффектностью художественного решения не чувствуется стихийной страстности жизни.

Фламандская школа живописи внесла важный вклад в европейскую культуру XVII века, ее изучение не прошло бесследно для художников разных стран и поколений.

Стремление к живописности деталей, внешним эффектам, динамизму изображения свойственны и литературе барокко. В ней отражается стремление придворной среды, толпящейся вокруг престола абсолютных монархов, окружить себя блеском и славой, воспеть свое величие.

С другой стороны, значительный вклад в литературу барокко внесли и деятели контрреформации, и представители протестантской церкви. Ведь мироощущение барокко возникло в результате кризиса ренессансных идеалов, в обстановке катастроф и потрясений. Поэзия и драматургия барокко выражают это ощущение растерянности, смятения, иногда отчаяния. В них — стремление творческой личности переосмыслить разразившийся кризис, отразить настроения и чаяния окружающего мира. Барочные поэты часто обращаются к темам непостоянства счастья, всесилия рока и случая. Выдвинутый Ренессансом идеал гармонической личности сменяется у писателей барокко подчеркиванием двойственности человека, столкновения телесной и духовной природы. И все же литература барокко основана на идиллическом мировосприятии. Даже мрачные события предстают приукрашенными в поэзии барокко. Одно из наиболее значительных произведений эпической поэзии барокко — «Потерянный рай» английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). Его великая поэма написана на библейский сюжет. В XVIII веке ее читали как иллюстрацию к Библии. Автор «Потерянного рая», «Возвращенного рая», «Самсона-борца» —типичный поэт барокко. Как «Божественную комедию» сравнивают с готическим собором, так «Потерянный рай» — с барочным храмом. В ней проявляются самые характерные признаки стиля — величественная масштабность, сочетание чувственной материальной стихии с высокой духовностью, нагромождение деталей, наполненность мира предметами и существами.

В литературе барокко существовали разные течения, принимающие конкретные формы в творчестве национальных поэтов. Одним из теоретиков барокко был Джанбатиста Марино (1569-1625). Признанный первый поэт Италии пользовался в XVII веке всеевропейской славой. Он виртуоз, мастер словесных эффектов, метафор. Подобно скульпторам и живописцам барокко он создает иллюзорный блистательный мир. Но его изощренная поэтическая техника не отличается глубиной. Он так же, как зодчие барокко, разрушает целостность произведения изобилием украшений. В его главной поэме «Адонис» 40 тысяч стихов, но вся она соткана из множества вставок, лирических отступлений, миниатюр.

Наиболее показательный образец драматургии барокко — творчество испанского драматурга Кальдерона (1600-1681). Несмотря на то, что это угрюмый и мрачный поэт, воспевающий философию пессимизма, в его драмах преобладает живое действие («Великий театр мира», «Поклонение кресту», «Жизнь — это сон»). Речь его персонажей по-барочному усложнена, насыщена метафорами и сравнениями, но риторическая приподнятость создает впечатление силы чувств.

Стиль барокко развивался не только в изобразительных искусствах и литературе, но и в музыке. Как ни отлична ее природа от всех других видов искусств, в ней тоже сказалось новое понимание человека и его места в мире, новое чувство среды — общественной, бытовой, звуковой. Для музыки это означало появление новых тем, нового выразительного языка. Как в скульптуре и живописи возникли многофигурные ансамбли, так в музыке появились крупные циклы — оперы, оратории. Опера особенно близка этому декоративному стилю. Характер либретто, стиль музыки, постановка, декорации, костюмы образуют художественную систему барокко. Опера была подготовлена исторически развитием театра и музыки. Типичное для барокко стремление к синтезу искусств — музыки и драмы —породило новый музыкально-театральный жанр. Местом его возникновения стала Италия. Объяснений этому много — и зрелость нового музыкального стиля, и просвещенная музыкальная среда, и влияние гуманистических идей Ренессанса. Самым прославленным оперным композитором XVII века стал Клаудио Монтеверди (1567-1643). Он высказывал характерные идеи нового стиля, считая себя его создателем (оперы «Орфей», «Ариадна», «Коронация Поппеи» и др.). Он убеждал в необходимости новых приемов музыкального письма и исполнения. В 1637 г. в Венеции был открыт первый в мире постоянный публичный оперный театр, в котором Монтеверди работал до самой смерти.

Воплощение стиля барокко можно найти и в инструментальной музыке того времени. Например, в патетическом импровизационном искусстве Фреско-бальди.

В отличие от истории изобразительных искусств в истории музыки XVII века выделяется Германия. Бедственная судьба страны, ее разорение, раздробленность тяжело отразились на художественной культуре. Но в музыкальном искусстве ее мастеров выразилась психологическая атмосфера драматической эпохи. Это чувствуется и в церковной музыке, и в национальном оперном театре, и в барочных сонатах немецких композиторов. На почве барокко сложилось в начале следующего столетия искусство Генделя и Баха.

Сложная система барокко не выдвинула собственной эстетической теории. У этого течения, построенного на эмоциональности, иррациональности, аллегории, не было и не могло быть строго сформулированной эстетической доктрины. Интуиция и практика были достоянием мастеров барокко.

Вопросы

1. Какие представления духовной культуры XVII в. воплощаются в художественной системе барокко?

2. Почему искусство барокко отвечало вкусам двора и католической церкви?

3. Каковы общие основные черты стиля барокко?

4. Назовите признаки архитектурного стиля барокко и области его распространения.

5. Какие новые виды скульптуры открывает эпоха барокко? Каковы ее отличительные особенности по сравнению со скульптурой готики и Ренессанса?

6. Как основные черты стиля барокко проявляются в европейской живописи XVII века?

7. Каким образом в литературе и музыке XVII века отражается мироощущение барокко?

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия