КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

ИСКУССТВО БАРОККО

Архитектура барокко славится искусством создания ансамблей. Барокко иначе понимает ансамбль, чем Ренессанс, для которого пространство было внешней средой. Барокко формирует внешнее пространство, делая его внутренней средой по отношению к архитектурным объемам. Пространство становится сердцевиной большого градостроительного организма. Классический пример барочного пространства — площадь собора Св. Петра в Риме, созданная в 60-х годах XVII века по проекту архитектора Джан Лоренцо Бернини (1598-1680). Это один из тех гениев, которые в своем творчестве воплощают целую линию развития искусства. Подобно мастерам Возрождения Бернини был и архитектором, и скульптором, и живописцем, и декоратором. Пред храмовая площадь собора Св. Петра становится местом сосредоточения верующих в дни церковных праздников. Она должна была не только обеспечить удобный доступ в собор, но и обладать большой архитектурной выразительностью, подготавливать людей к торжественному церемониалу в храме. Площадь была задумана как часть собора, как его продолжение и как главная монументальная столичная площадь. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры, образующие перед храмом трапециевидный участок. От концов этих галерей по эллиптическим кривым расходятся монументальные колоннады, охватывающие собой основную овальную часть площади. Колоннада включает в себя 284 колонны, ее аттик венчают 96 больших статуй. С помощью ордерной формы удалось зрительно обособить пространство и достигнуть пластичности очертаний площади. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются. Архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. По выражению самого Бернини, площадь подобно распростертым объятиям захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора.

В ансамбль собора Св. Петра вошла другая знаменитая работа Бернини — Королевская лестница («Скала реджа») —парадная лестница, связывающая один из коридоров-галерей на площади с верхним этажом дворцовых помещений ватиканского комплекса. Лестница производит грандиозное впечатление благодаря ложной перспективе. Снизу она кажется выше и длиннее, чем на самом деле, вследствие точно рассчитанного постепенного сужения лестничного пролета и уменьшения обрамляющих ее колонн, которые все теснее ставятся к друг другу.

К выдающимся образцам римского барокко принадлежит спроектированная Бернини церковь С.ант Андреаалъ Квири-нале. Нижний овальный цилиндр, охватывающий капеллы, открыйается в пространство храма, при помощи красиво прорисованных волют он переходит в верхний цилиндр, скрывающий купол. План храма не имеет ни одной прямой линии.

В русле барочного стиля развивалась архитектура Испании XVII в. Испанские мастера ориентировались на образцы итальянского зодчества, но перерабатывали их в соответствии с местной художественной традицией. Архитектурные формы барокко в первой половине столетия, в период становления стиля, были сдержанны и ясны — здание иезуитской коллегии в Саламанке, церковь Иоанна Крестителя в Толедо, собор Сан Исидоро эль Реаль в Мадриде. В период расцвета барочной архитектуры ярче проявляются черты национальной архитектурной школы, которые впитали в себя традиции мавританского зодчества и элементы народного ремесла. В нем больше праздничной нарядности, живописности. Фасады зданий щедро декорировались орнаментом, скульптурным рельефом, статуями и становились похожими на скульптурные картины. Эта зрелищная наглядность архитектуры получила название стиля «чур-ригереско», названного так по имени главы династии архитекторов Хосе Чургиера (1665-1725).

В XVII веке архитектурные формы барокко распространялись по всей Европе. Художественные принципы барокко стали исходными для формирования архитектурной традиции многих стран. Даже зодчество Франции, где эталоном вкуса признавались нормы классицизма, щедро черпало из римского источника.

Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Культовая скульптура — это отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия. Их основная тема — изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. Культовая скульптура барокко совсем не похожа на аскетическую утонченную готику — это подобие земных страстей и аффектов, окрашенных духовным порывом. В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Бернини «Экстаз Св. Терезы». Светская скульптура барокко представлена монументами разного типа и назначения: парадные статуи монархов, портреты знати, скульптуры для городских фонтанов и садово-парковая пластика.

Типичный признак барочной скульптуры — потребность в среде, активное взаимодействие с ней, со стихией воды, воздуха, света. Произведения скульптуры барокко нуждаются в архитектурном или пейзажном обрамлении, поэтому впечатление от них теряется в музейной среде.

Скульпторы барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных декоративно выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.

Во всем блеске мастерство итальянского декоратора и скульптора Бернини проявилось при оформлении интерьера собора Св. Петра. Он выделил продольную ось собора и его центр — подкупольное пространство — громадным бронзовым балдахином (высота 30 метров) в виде 4-спиральных колонн с фигурным верхом над ними, украшенным крылатыми фигурами ангелов. С момента входа в храм балдахин приковывает внимание зрителя и, постепенно открываясь в перспективе гигантских арок среднего нефа, становится целью движения человека в пространстве собора. Все формы этого декоративного сооружения волнуются, нет ни одного спокойного контура. Колонны буквально ввинчиваются вверх, антаблемент изгибается, венчание имеет форму изогнутой короны, бронза имитирует движение пышных тканей, статуи и рельефы вокруг преисполнены чисто барочной динамики.

Творчество Бернини открывает новые средства выражения в портретной скульптуре. Примером может служить портрет кардинала Боргезе. В мимике, повороте головы, в криво посаженной шапочке великолепно схвачен характер. Бернини применял совершенно новый метод работы с моделью. Он разрешал ей двигаться, менять позу, разговаривать, давать волю своему темпераменту. Художник старался уловить изменчивость душевных движений.

В работах Бернини всегда ярко выражена экспрессия движения. Его «Давид» показан в кульминационный момент схватки с врагом, когда все тело героя напряглось в сильном порывистом движении. В группе «Аполлон иДафна» фигуры отклонены от вертикальной оси, постамента касается только правая нога Аполлона, настигающего Дафну. Зритель видит, как нимфа, молившая богов о спасении, превращается в птурной группе «Экстаз Св. Терезы» он отважился изваять из мрамора облако (складки плаща Св. Терезы перемешиваются с клубящимися облаками). Бернини гордился своим умением подчинять материал, превращать камень в послушный воск, придавать ему мягкие, гнутые формы. В бурной динамике барочных статуй действительно исчезает тяжесть камня. Но пренебрежение естественной логикой материала не производит антихудожественного впечатления, потому что соответствует глубокому внутреннему смыслу барокко — стремлению преодолеть пассивность материи, одухотворить, насытить камень эмоциями. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее.

Экспрессия движения в пластике барокко особенно ярко проявляется в скульптурных группах, созданных для фонтанов. Среди них — знаменитые работы Бернини — фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «4 рек» на площади Навона и др. Стержень их композиционного замысла — движение воды. Скульптура и вода образуют одно целое. Фигуры и необработанные глыбы камня своими несимметричными формами вторят движению воды, ее потокам и струям, бьющим в разных направлениях. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле — порождении природной стихии. Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы.

В эпоху Ренессанса живопись тяготела к скульптурным принципам, в эпоху барокко скульптура стремится к живописности. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. Этому эффекту помогают световые блики, играющие на поверхности скульптур. Замыслы скульпторов рассчитаны на восприятие нежнейших переходов света и тени на человеческом теле, поэтому воздушное пространство, окружающее фигуры, играет очень важную роль в искусстве барокко. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры. В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола. В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства.

Формирование барочной живописи шло параллельно со скульптурой. Этот стиль в живописи начинает формироваться с 20-30-х годов в Италии. В основе его лежала болонская академическая школа, но некоторые черты были восприняты и от реалистического направления знаменитого Караваджо. Основателями Болонской академии, школы, где художники обучались по специальной программе, были братья Аннибале и Агостино Карраччи и их родственник Лодовико. Творческая программа Карраччи сложилась в конце XVI века как реакция на маньеризм. Они мечтали о возрождении высокого монументального искусства, традиций Ренессанса. Братья Карраччи призывали тщательно штудировать натуру, но, с их точки зрения, о на была груба и несовершенна, поэтому ее надо было «облагораживать» в соответствии с идеалами классического искусства. В результате искренность чувств искусства Возрождения заменялась высокопарной риторикой,величие страстей _ театральным пафосом, монументальность — внешним высокомерием. Основатели болонской школы и их последователи (Гвидо Рени, Гверчини) создавали иллюзию красоты. Введение пышных обрамлений, имитирующих скульптуру, погоня за иллюзорной пространственностью приводили к господству принципов декоративности. Крупнейшее произведение этого направления — роспись галереи палаццо Фарне-зе в Риме на темы «Метаморфоз» Овидия, выполненная братьями Карраччи и их помощниками. Это эффектное декоративное зрелище, но в этой работе нет большой идеи, без которой немыслима роспись Возрождения.

Первым выдающимся произведением нового стиля была роспись купола римской церкви Сант Андреи делла Балле, выполненная Джованни Ланфранко (1582-1647) в конце 20-х годов XVII века. Зрелый период развития стиля барокко в Италии связан с именем архитектора, живописца, теоретика искусств Пьетро Береттини даКортоны (1596-1669). Он работал в области фресковой росписи и станковойкартины.

Его знаменитое произведение — плафон Большого зала палаццо Барберини в Риме «Триумф божественного провидения». Это та линия плафонной живописи, которая вдохновлялась сводом Сикстинской капеллы Микеланджело. Кортона прибегает к типичным эффектам барокко. Живопись не подчиняется архитектуре, а создает свое иллюзорное пространство. Фигуры персонажей свободно пересекают плоскости, перелетая со стен на плафоны, из боковых частей — в центральное поле.

В XVII веке барокко распространяется на все художественные центры Европы. Росписи, украшающие церкви и дворцы, следуют основным принципам барокко: зрелищное великолепие, пространственный размах, динамика, усложненность аллегорий и символов. Бесчисленные человеческие фигуры парят в бездонных небесных пространствах, в лучах мистического света.

В барочной живописи прослеживаются те же типологические черты стиля, что в архитектуре и скульптуре. Бурная композиция использует специфическое барочное диагональное построение, обилие разнообразных головокружительных ракурсов, мотивов движения. Характерное для барокко взаимодействие со средой проявляется за счет живописных приемов, которые размывают четкую объемность форм. В светской барочной живописи появляется большое разнообразие новых тем: исторические сцены, баталии, триумфы, аллегории.

Распространяясь по Европе, барокко приобретало своеобразные черты национальных художественных традиций. В XVII веке этот стиль стал господствующим направлением в национальной художественной школе Фландрии. В рамках барокко во Фландрии большее развитие получают реалистические черты. В этой живописи больше чувства клокочущей жизни, силы плодоносящей природы, народности, праздничности, жизнерадостности. Фламандские живописцы поэтизировали земную красоту и образ сильного здорового человека, полного неиссякаемой энергии. Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Рубене —это воплощение духа барокко в его национальной фламандской разновидности, с ее народными корнями и вместе с тем — чертами феодально-аристократической культуры. Этот талантливый живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, ученый-гуманист, владевший несколькими языками, пользовался почетом при королевских дворах Европы. Искусству барокко он «привил» народную вольность, простодушно-грубоватую чувственность, заставил утонченных аристократов любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. Все это у него удачно сочеталось с требованиями пышного декора барокко, с помпой, восхвалением монархов. Произведения Рубенса не вызывали протеста со стороны католической церкви, даже орден иезуитов был у него постоянным заказчиком. А между тем картины Рубенса на религиозные сюжеты выглядят языческими («Снятие с Креста», «Воздвижение Креста»).

Как истинный художник барокко Рубене изображал полуобнаженные тела в сильном движении, в физическом усилии, напряжении борьбы («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис», «Охота на львов», «Битва амазонок»). Че-ловек для него — это прежде всего природно-животное существо: обнаженное тело, плоть и кровь. Свободные композиции Рубенса посвящены прославлению красоты жизни, радости существования. Пейзажи он писал сам и почти никогда не продавал — это картины фламандской природы, на фоне которых иногда появлялись сцены из крестьянской жизни. Рубене много писал на мифологические и аллегорические темы («Вирсавия», «Вакханалия»). Наряду с Бернини Рубене был творцом барочного портрета («Портрет Марии Медичи», «Портрет Елены Фоурман с детьми»).

Рубене работал будто шутя, с изумительной легкостью. Он писал в лучшей своей одежде, в шляпе с пером, во время работы диктовал письма, беседовал с гостями, слушал чтение классиков. Из его мастерской вышло более 3000 картин. Целая армия учеников работала по его эскизам, размножала его произведения в гравюрах. Воздействие Рубенса на современников было огромным.

После смерти Рубенов главой фламандской живописной школы стал Якоб Йорданс (1593-1678). Его искусство неотделимо от реалистической традиции нидерландской живописи. Жизненное, почвенное начало, господствующее во фламандской барочной живописи, выразилось в творчестве Иордан-са более ярко, чем у других художников Фландрии. Он демонстративно простонароден и грубоват. Темами для его жанровых композиций были фламандские праздники и пословицы. Даже античную легенду он переосмыслял в национальном духе («Сатир в гостях у крестьянина»). Мироощущение фламандских бюргеров нашло себе в языческой мифологии удачную форму выражения. Они тоже умели наслаждаться радостями земной жизни, поэтому пиры, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров им близки и знакомы. Картины Иорданса помогают понять, как условное мифологическое искусство барокко могло ужиться на фламандской почве с крестьянскими традициями.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия