Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Рим представляет собой самый архаичный вариант романской архитектуры. Да и строят там в Средние века мало: больше перестраивают и по-новому декорируют уже имеющееся. В Риме романика начинается в 1084 г., после погрома, устроенного Робером Гвискаром, который решил помочь папе Григорию VII Гильдебрандту в борьбе против германского императора Генриха IV и сжёг пол-Рима. Напомним: с 1076 г. в Италии разгорается борьба за инвеституру (кто будет назначать епископов, автоматически владевших землями епископств после вступления в сан, и, соответственно, кто главнее – папа или император). Эта борьба продолжалась вплоть до 1122 г. и завершилась (на время) победой папы.

Характерные черты римской романики:

Кирпичные постройки, механически включающие части античных зданий;

Стропильные перекрытия

Schola cantorum

Киворий над алтарём

Декорация Космати-Вассалетти

Наличие кьостро

Традиция «пасхальных свечей»

В конце XII-XIII вв. римские мраморщики Космати и Вассалетти декорируют несколько римских церквей: среди них кьостро Сан Паоло фуори ле мура, кьостро Сан Джованни ин Латерано, полы Санта Мария ин Космедин, полы Сан Клементе. Эта декорация представляет собой мраморную мозаику трёх цветов – белый, красный порфир и зелёный серпентин. Её язык прост: это гибрид ордера, раннехристианских и восточных мотивов (витые колонки), а также простой геометрический орнамент.

Романика в Испании (2/2 XI-XIII вв.)

Реконкиста началась с территории испанского королевства Леон (в районе нынешней Астурии), которое единственное не было завоёвано маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе (1195), когда кастильские войска потерпели полное поражение от значительно превосходящих сил альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура. После победы аль-Мансур занял большую часть Новой Кастилии, а в руках Альфонса VIII остался только город Толедо (освобождённый в 1085). Закончилась реконкиста в 1492, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512). Кстати, впервые в истории Европы захват земель проходил под именем священной войны христиан против неверных: опыт, учтённый и взятый на заметку крестоносцами, отправлявшимися на Восток в поисках новых земель и фьефов.

Арабы владели Иберийским полуостровом с VII в. Взаимодействие двух народов с различной религией, мировоззрением и культурой приняло чрезвычайно сложные формы. Арабы принесли в Испанию очень высокую культуру, в орбиту которой были вовлечены народности Иберийского полуострова. Арабский Восток наложил заметный отпечаток на развитие испанского искусства в течение многих столетий. Таким образом, эпоха средневековья отличалась в Испании большими внутренними противоречиями: политический антагонизм испанцев и мавров существовал здесь наряду с тесным культурным взаимовлиянием обоих народов, фанатическая и религиозная вражда христианства и ислама — с фактами не только непосредственного использования приемов мавританской архитектуры в области церковного зодчества, но и строительства христианских храмов руками мусульман.

В условиях борьбы с маврами значение Церкви и влияние были неизмеримо сильнее, нежели в любом другом месте Европы. Эти процессы сопровождались глубокими переменами в культовой архитектуре. Они выражались в обращении к типам и формам, сложившимся к середине XI века в романской архитектуре Франции: Франция была средоточием средневековой культуры, она принимала активное участие в реконкисте, большинство представителей высшего духовенства происходило из Франции и, самое важное, - с конца X века испанские правители покровительствовали могущественному монашескому ордену бенедиктинцев, для которого Испания с повышенной ролью католической церкви представляла благодатную почву.

На освобожденной территории образовались новые феодальные испанские государства: Леон с Галисией и Кастилия, Наварра, Арагон и Каталония. Разнородность отдельных областей, многообразие государственных образований чрезвычайно характерны для испанского средневековья.

История испанского средневекового искусства — это история постепенного становления молодой крепнувшей художественной культуры, формировавшейся в упорной борьбе народа за освобождение от иноземного владычества, а затем в длительном процессе создания единого централизованного государства. Искусство воспринимало в сложном взаимодействии традиции Востока и Запада. Для начального этапа развития искусства северных испанских областей, сохранивших свою независимость (Наварра, Кастиля, Леон), характерны тяжеловесные, в духе грубоватой вестготской архитектуры церковные постройки протороманского, так называемого астурийского стиля. Однако дальнейшее утверждение испанцев на полуострове и интенсивное церковное строительство на отвоеванных землях поставили перед искусством новые задачи, и со второй половины XI в. можно говорить о сложении в Испании романского искусства.

Сооружение католических соборов и монастырей было первоочередной задачей испанских зодчих. Значительным фактором, приведшим к быстрому росту бенедиктинских монастырей, стало обнаружение в 812 г. на севере Испании, в Галисии, гробницы апостола Иакова, превратившейся в один из крупнейших центров паломничества, на тупи к которому вырос ряд монастырей, сооруженных для обслуживания нужд паломников.На месте гробницы апостола Иакова был построен крупный монастырская церковь Сантьяго де Компостела (1078-1120). Одна из больших паломнических церквей, она полностью повторяла тип, сложившийся во Франции в XI в. Внешний вид собора сильно изменен позднейшими перестройками. Это большая

трёхнефная базилика без базиликального разреза,

пересеченная трёхнефным же трансептом,

с деамбулаторием и венцом капелл.

Возможно, церковь Сен Сернен в Тулузе послужила прототипом собора в Сантьяго. Строгое, логичное, пластически выразительное построение интерьера придает впечатление особенной торжественности этому храму — главному центру паломничества в Европе. Вместе с тем в декоре собора имеются и элементы мавританского зодчества — окна над главной капеллой обрамлены многолопастными арками.

Следует отметить, что мавританская архитектура внесла свою долю в романские постройки Испании:

часто в качестве колоколен церквей использовали минареты;

наряду с романской полуциркульной аркой охотно применяли многолопастные и подковообразные арки;

в орнаментальные украшения вплетались восточные мотивы.

Типичным примером монастырской церкви является Сан Мартин де Фромиста (1066), построенная по образцу церквей Южной и Центральной Франции. Небольшая постройка с тремя почти одинаковыми по высоте нефами, трансептом и тремя апсидами. Средокрестие увенчано восьмигранной башней, западный фасад фланкирован двумя небольшими цилиндрическими башенками. Интересен характер освещения, хорошо отвечающий климатическим особенностям страны: почти равная высота трех нефов и отсутствие трифориев обусловили полумрак в интерьере, освещаемом лишь через окна боковых фасадов. Этот приём получил в Испании широкое распространение. Другой особенностью пространственной организации церкви является отсутствие хора и непосредственная связь апсид с трансептом, что также получило распространение в культовых постройках Испании. Такой тип паломнической церкви послужил образцом для строительства приходских и монастырских храмов в Испании в раннюю эпоху.

Вообще, по конструкции романские постройки Испании проще и единообразнее французских:

в плане несколько сокращена длина нефов,

вытянут трансепт.

средокрестие оказывается более выявленным,

хор охватывает собой не только восточную часть нефа, но и зону, помещенную под средокрестием.

богатство декоративных элементов.

Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой «саламанкской» группы. Все они имеет уникальную для испанской романского стиля особенность - средокрестие, увенчанное барабаном с куполом на парусах. Образцом для остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (1160). Его фонарь снаружи представляет собой купол конических очертаний с богатым декоративным убранством, прорезанный двумя ярусами окон. Внутри общая композиция фонаря отличается исключительной оригинальностью. Она основана на контрасте ясных форм сферического купола с насыщенным сложными архитектурными деталями двухъярусным барабаном и монументальной простотой четырех мощных опорных арок с легким стрельчатым изломом. Крестовые своды перекрывают как боковые нефы, так и центральный.

Усиление арабских влияний выражается в применении в культовом строительстве кирпича. Первые такие церкви были построены в XII веке в Саагуне – резиденции клюнийского ордера, и по плану и объемно-пространственной композиции эти здания относятся к бенедиктинскому типу. Это трёхнефные и трёхапсидные постройки с квадратной в плане башней над средокрестием и с такой же, но более высокой башней (близкой по формам к классическому типу арабской архитектуры – минаретам) у одного из боковых фасадов. Более того, эти постройки обнаруживают черты, характерные для всех южных стран. Так, к монастырям примыкали обширные клуатры, призванные защищать здание от чрезмерного нагревания солнечными лучами, создавая вокруг него своеобразную теневую зону. Кроме того, нарушая пластическую замкнутость постройки, они смягчают общее суровое и солидное впечатление от массивынх стен с маленькими высоко расположенными окнами и просто и ясно профилированными карнизами. Один из первоклассных образцов — клуатр монастыря Санта Мария де Риполь (XI в.) в Каталонии с двухъярусной галереей, отмеченной гармоничными пропорциями. Большая гранитная галерея примыкает и к стене южного нефа церкви Сан Висенте в Авиле (XII-XIII вв.). В церкви Сан-Мартин в Сеговии (XII в.) галерея имелась не только на боковых, но и на западном фасаде, огибая здание с трех сторон. Сан-Лоренцо в Сеговии первой половины XIII века – классический для этого региона тип каменной церкви с арочной галерей вдоль боковых фасадов, но с не менее классической для Саагуна квадратной широкой башней над средокрестием.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия