Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

Рим представляет собой самый архаичный вариант романской архитектуры. Да и строят там в Средние века мало: больше перестраивают и по-новому декорируют уже имеющееся. В Риме романика начинается в 1084 г., после погрома, устроенного Робером Гвискаром, который решил помочь папе Григорию VII Гильдебрандту в борьбе против германского императора Генриха IV и сжёг пол-Рима. Напомним: с 1076 г. в Италии разгорается борьба за инвеституру (кто будет назначать епископов, автоматически владевших землями епископств после вступления в сан, и, соответственно, кто главнее – папа или император). Эта борьба продолжалась вплоть до 1122 г. и завершилась (на время) победой папы.

Характерные черты римской романики:

Кирпичные постройки, механически включающие части античных зданий;

Стропильные перекрытия

Schola cantorum

Киворий над алтарём

Декорация Космати-Вассалетти

Наличие кьостро

Традиция «пасхальных свечей»

В конце XII-XIII вв. римские мраморщики Космати и Вассалетти декорируют несколько римских церквей: среди них кьостро Сан Паоло фуори ле мура, кьостро Сан Джованни ин Латерано, полы Санта Мария ин Космедин, полы Сан Клементе. Эта декорация представляет собой мраморную мозаику трёх цветов – белый, красный порфир и зелёный серпентин. Её язык прост: это гибрид ордера, раннехристианских и восточных мотивов (витые колонки), а также простой геометрический орнамент.

Романика в Испании (2/2 XI-XIII вв.)

Реконкиста началась с территории испанского королевства Леон (в районе нынешней Астурии), которое единственное не было завоёвано маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе (1195), когда кастильские войска потерпели полное поражение от значительно превосходящих сил альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура. После победы аль-Мансур занял большую часть Новой Кастилии, а в руках Альфонса VIII остался только город Толедо (освобождённый в 1085). Закончилась реконкиста в 1492, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512). Кстати, впервые в истории Европы захват земель проходил под именем священной войны христиан против неверных: опыт, учтённый и взятый на заметку крестоносцами, отправлявшимися на Восток в поисках новых земель и фьефов.

Арабы владели Иберийским полуостровом с VII в. Взаимодействие двух народов с различной религией, мировоззрением и культурой приняло чрезвычайно сложные формы. Арабы принесли в Испанию очень высокую культуру, в орбиту которой были вовлечены народности Иберийского полуострова. Арабский Восток наложил заметный отпечаток на развитие испанского искусства в течение многих столетий. Таким образом, эпоха средневековья отличалась в Испании большими внутренними противоречиями: политический антагонизм испанцев и мавров существовал здесь наряду с тесным культурным взаимовлиянием обоих народов, фанатическая и религиозная вражда христианства и ислама — с фактами не только непосредственного использования приемов мавританской архитектуры в области церковного зодчества, но и строительства христианских храмов руками мусульман.

В условиях борьбы с маврами значение Церкви и влияние были неизмеримо сильнее, нежели в любом другом месте Европы. Эти процессы сопровождались глубокими переменами в культовой архитектуре. Они выражались в обращении к типам и формам, сложившимся к середине XI века в романской архитектуре Франции: Франция была средоточием средневековой культуры, она принимала активное участие в реконкисте, большинство представителей высшего духовенства происходило из Франции и, самое важное, - с конца X века испанские правители покровительствовали могущественному монашескому ордену бенедиктинцев, для которого Испания с повышенной ролью католической церкви представляла благодатную почву.

На освобожденной территории образовались новые феодальные испанские государства: Леон с Галисией и Кастилия, Наварра, Арагон и Каталония. Разнородность отдельных областей, многообразие государственных образований чрезвычайно характерны для испанского средневековья.

История испанского средневекового искусства — это история постепенного становления молодой крепнувшей художественной культуры, формировавшейся в упорной борьбе народа за освобождение от иноземного владычества, а затем в длительном процессе создания единого централизованного государства. Искусство воспринимало в сложном взаимодействии традиции Востока и Запада. Для начального этапа развития искусства северных испанских областей, сохранивших свою независимость (Наварра, Кастиля, Леон), характерны тяжеловесные, в духе грубоватой вестготской архитектуры церковные постройки протороманского, так называемого астурийского стиля. Однако дальнейшее утверждение испанцев на полуострове и интенсивное церковное строительство на отвоеванных землях поставили перед искусством новые задачи, и со второй половины XI в. можно говорить о сложении в Испании романского искусства.

Сооружение католических соборов и монастырей было первоочередной задачей испанских зодчих. Значительным фактором, приведшим к быстрому росту бенедиктинских монастырей, стало обнаружение в 812 г. на севере Испании, в Галисии, гробницы апостола Иакова, превратившейся в один из крупнейших центров паломничества, на тупи к которому вырос ряд монастырей, сооруженных для обслуживания нужд паломников.На месте гробницы апостола Иакова был построен крупный монастырская церковь Сантьяго де Компостела (1078-1120). Одна из больших паломнических церквей, она полностью повторяла тип, сложившийся во Франции в XI в. Внешний вид собора сильно изменен позднейшими перестройками. Это большая

трёхнефная базилика без базиликального разреза,

пересеченная трёхнефным же трансептом,

с деамбулаторием и венцом капелл.

Возможно, церковь Сен Сернен в Тулузе послужила прототипом собора в Сантьяго. Строгое, логичное, пластически выразительное построение интерьера придает впечатление особенной торжественности этому храму — главному центру паломничества в Европе. Вместе с тем в декоре собора имеются и элементы мавританского зодчества — окна над главной капеллой обрамлены многолопастными арками.

Следует отметить, что мавританская архитектура внесла свою долю в романские постройки Испании:

часто в качестве колоколен церквей использовали минареты;

наряду с романской полуциркульной аркой охотно применяли многолопастные и подковообразные арки;

в орнаментальные украшения вплетались восточные мотивы.

Типичным примером монастырской церкви является Сан Мартин де Фромиста (1066), построенная по образцу церквей Южной и Центральной Франции. Небольшая постройка с тремя почти одинаковыми по высоте нефами, трансептом и тремя апсидами. Средокрестие увенчано восьмигранной башней, западный фасад фланкирован двумя небольшими цилиндрическими башенками. Интересен характер освещения, хорошо отвечающий климатическим особенностям страны: почти равная высота трех нефов и отсутствие трифориев обусловили полумрак в интерьере, освещаемом лишь через окна боковых фасадов. Этот приём получил в Испании широкое распространение. Другой особенностью пространственной организации церкви является отсутствие хора и непосредственная связь апсид с трансептом, что также получило распространение в культовых постройках Испании. Такой тип паломнической церкви послужил образцом для строительства приходских и монастырских храмов в Испании в раннюю эпоху.

Вообще, по конструкции романские постройки Испании проще и единообразнее французских:

в плане несколько сокращена длина нефов,

вытянут трансепт.

средокрестие оказывается более выявленным,

хор охватывает собой не только восточную часть нефа, но и зону, помещенную под средокрестием.

богатство декоративных элементов.

Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой «саламанкской» группы. Все они имеет уникальную для испанской романского стиля особенность - средокрестие, увенчанное барабаном с куполом на парусах. Образцом для остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (1160). Его фонарь снаружи представляет собой купол конических очертаний с богатым декоративным убранством, прорезанный двумя ярусами окон. Внутри общая композиция фонаря отличается исключительной оригинальностью. Она основана на контрасте ясных форм сферического купола с насыщенным сложными архитектурными деталями двухъярусным барабаном и монументальной простотой четырех мощных опорных арок с легким стрельчатым изломом. Крестовые своды перекрывают как боковые нефы, так и центральный.

Усиление арабских влияний выражается в применении в культовом строительстве кирпича. Первые такие церкви были построены в XII веке в Саагуне – резиденции клюнийского ордера, и по плану и объемно-пространственной композиции эти здания относятся к бенедиктинскому типу. Это трёхнефные и трёхапсидные постройки с квадратной в плане башней над средокрестием и с такой же, но более высокой башней (близкой по формам к классическому типу арабской архитектуры – минаретам) у одного из боковых фасадов. Более того, эти постройки обнаруживают черты, характерные для всех южных стран. Так, к монастырям примыкали обширные клуатры, призванные защищать здание от чрезмерного нагревания солнечными лучами, создавая вокруг него своеобразную теневую зону. Кроме того, нарушая пластическую замкнутость постройки, они смягчают общее суровое и солидное впечатление от массивынх стен с маленькими высоко расположенными окнами и просто и ясно профилированными карнизами. Один из первоклассных образцов — клуатр монастыря Санта Мария де Риполь (XI в.) в Каталонии с двухъярусной галереей, отмеченной гармоничными пропорциями. Большая гранитная галерея примыкает и к стене южного нефа церкви Сан Висенте в Авиле (XII-XIII вв.). В церкви Сан-Мартин в Сеговии (XII в.) галерея имелась не только на боковых, но и на западном фасаде, огибая здание с трех сторон. Сан-Лоренцо в Сеговии первой половины XIII века – классический для этого региона тип каменной церкви с арочной галерей вдоль боковых фасадов, но с не менее классической для Саагуна квадратной широкой башней над средокрестием.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия