Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

Северная Италия

Процесс сложения форм архитектуры романского стиля протекал в Италии более интенсивно, чем в дру­гих странах Европы, но в дальнейшем развитие конструктивных и декоратив­ных приемов не представляет здесь того разнообразия, которое наблюдается в романской архитектуре Франции. В XI и XII столетиях в связи с ранним осво­бождением итальянских городов от фео­дальной зависимости и развитием меж­дународной торговли, в Ломбардии и Тоскане начинается обширное строитель­ство городских соборов. В их архитектуре сохраняются черты близости к традициям раннехристианского зодчества и относи­тельная простота форм. Итальянские храмы приземисты: сохраняется традиционно итальянский пиетет перед плоскостью стены. Башни не играют в массиве здания никакой роли (что в дальнейшем будет не только тормозить развитие готики, но и «преображать» её облик). Единственная башня собора – это часто встречающиеся колокольни (кампанилы), расположенные несколько отступя от церкви: с X в. они становятся отдельным архитектурным элементом. Верностью старинным традициям обусловлено и распростране­ние баптистериев. Они воздвигались ря­дом с большими соборами в виде отдель­ных построек центрического тина.

Планы церквей сохраняют близость к планам ранних базилик. Церкви не имеют деамбулаториев, равно как и апсидиол. Традиционность сказывается и в применении плоских перекрытий на стропилах. Наружное убранство зданий составляют «ломбардские аркатурные пояски» — ряды маленьких полуциркульных арок, применяемых для члене­ния этажей, а также аркады из неболь­ших, опирающихся на тонкие колонки, арочек. Появившись первоначально как завершение наружных стен апсид, эти аркады получили затем широкое рас­пространение, располагаясь рядами на фасадах или следуя контуру щипцовых завершений. В середине XII века скла­дывается еще один характерный декора­тивный мотив в виде особого типа пор­талов. Это порталы с выносным крыльцом под навесом, опираю­щимся на две вынесенные вперед ко­лонны, основанием для которых служат стилизованные фигуры лежащих львов или скорчившихся атлантов (Верона, Модена, Феррара и др.).

Начало зрелой романики для Италии – это 1117 г., когда после страшного землетрясения начинают заново отстраиваться города и церкви. Сант’Амброджо в Милане – одна из самых ранних романских построек – после 1117 полностью перекрывается сводами. В своём нынешнем виде эта церковь:

Трёхнефная

Полностью перекрытая вспарушенными крестовыми сводами на нервюрах

Без развитого восточного конца (без трансептов, деамбулатория, венца капелл)

Трёхапсидная (влияние Византии)

Со связанной системой опор

С высокой криптой

С большим пролётом свода

Имеющая небольшую высоту в замковом камне

И скрытый купол над средокрестием

Все эти признаки характерны для Севера Италии, за той оговоркой, чтовообще используется два типа арок: вспарушенные и правильные полуциркульные. Также Сант’Амброджо имеет не кьостро (клуатр), а раннехристианский атриум с нартексом (это монастырская церковь). Слева и справа расположены две кампанилы: кампанила каноников (XII в.) и древняя кампанила монахов. Двухъярусный треугольный фасад отсылает к традиционному римскому фронтону в средневековом исполнении. Членение фасада на ярусы проходит аккурат по уровню эмпор в интерьере: таким образом, экстерьер соответствует интерьеру. Купол на тромпах ещё по раннехристианской традиции убран в восьмигранную башню со сквозными галереями (tuburio). Также следует отметить, что нервюры, используемые в Италии, имеют квадратное сечение, в отличие от круглых французских. В интерьере отсутствует клересторий, зато есть типично итальянский элемент – епископская кафедра и киворий над алтарём. Две кампанилы более ранней Сант’Аббондио в Комо (1063-1095) – редкий пример «почти двубашенного» фасада – здесь таким воспринимается восточный. Сама базилика пятинефная и плоско покрытая. Другая ломбардская церковь – Сан Микеле в Павии (между 1090/1100 на руинах предыдущей базилики) – самый архаичный пример городского собора. Главный фасад ориентируется на площадь. При этом Сан Микеле выкидывает грандиозный кундштюк: его западный фасад представляет собой достаточно тонкий экран, гораздо более широкий, чем само тело базилики. Боковые стены собора подпирают контрфорсы. Запоздалый пример центрической церкви являет собой Сан Томе в Альменно в районе Комо (XII в.). Эта ротонда полностью перекрыта сводами и имеет обход с галереей (ср. Санто Стефано Ротондо, Санта Костанца в Риме). Её полноценный купол скрыт многоскатной кровлей. Ещё один интересный ломбардский памятник находится в Казале Монферрато. Нартекс базилики Сант’Эльмо (XIII в.) перекрыт армянским сводом – жемотуном. Армянские средневековые зодчие создали очень интересную новую конструктивную систему перекрытия бесстолпного зала сводом на взаимоперекрещивающихся нервюрах. Эта система широко применялась в архитектуре монастырских трапезных и притворов и в Италию попала, скорее всего, через Византию.

Венецианские церкви периода романики испытывают сильнейшее влияние Византии, с которой Венецию связывали тесные торговые отношения. Собор Сан Марко в Венеции (1063-1085) был выстроен на месте Оттоновской базилики, построенной в 828 г. для хранения мощей Апостола Марка. Благодаря этим реликвиям Сан Марко перетянул на себя статус кафедрального собора Венеции. Собственно, Сан Марко – это не базилика. Она копирует ц. Свв. Апостолов в Константинополе (греческий крест, каждый из коротких концов которого разделен на три нефа, большой купол над средокрестием и нартекс, обрамляющий западную часть собора с трех сторон) и представляет собой крестово-купольный храм. Главное отличие от восточнохристианских купольных построек – это то, что купола здесь расположены «неправильно» – не над закрестьями, а над рукавами креста, т.е. по схеме образуют латинский крест (как в Сен-Фрон в Перигё). Нынешние вспарушенные купола относятся к XVIII в. Другой отличительной особенностью Сан Марко являются опоры. Столбы имеют собственный интерьер и представляют собой нечто вроде двухъярусной четырёхфасадной арки. Также Сан Марко имеет эмпоры и алтарную преграду (cancello) наподобие Латеранского фастигиума. Ц. Санта Мария Ассунта на острове Торчелло (1008) – плоско перекрытая базилика на колоннах. Алтарь отделяет византийского типа алтарная преграда – эпистиль. Церковь Санта Фоска, построенная в 1011 г. на том же острове, представляет собой центрическую постройку с портиком в форме греческого креста. «На материке» находятся Сан Дзено в Вероне и Сан Антонио в Падуе. Сан Антонио (XIII в.) – также купольная базилика с расположением куполов, как в Сан Марко, но превосходящая их числом. Сан Дзено (1/2 XII в.) представляет собой довольно архаический тип базилики. Только боковые её нефы имеют крестовые своды, в то время как центральный неф завершается деревянным трёхлопастным потолком. Крипта выходит тремя аркадами в церковь. Так же выглядит крипта Моденского собора (1099, Эмилия-Романья).

В областях, лежащих к югу от Венеции – Эмилии-Романье и Марке – характерной чертой является наличие выносных крылец и сквозных галерей. Собор в Модене, был построен архитектором Ланфранко, который не старался поразить современников техническими решениями и отказывается даже от свод­чатого перекрытия центрального нефа (своды были сооружены в XV веке). Ланфранко занят поисками такой структуры, которая объединила бы позднейший принцип равновесия сил с древним принципом равновесия форм: из новой романской структурности он хочет вывести новую про­порциональность. В результате экстерьер собора чётко соответствует структуре интерьера. Контрфорсы отмечают ширину арочный пролётов. Поверхность стены разбита то более широкими, то более уз­кими аркадами, которые в свою очередь наделяются тройными арочными проемами, образующими открытую галерею, рассекающую фасад по горизонтали и продолжающуюся по сторонам собора. Эта галерея в свою очередь совпадает по высоте с эмпорами. Также собор имеет отдельно стоящую кампанилу. В интерьере высокая крипта несёт алтарную преграду, напоминающую Латеранский фастигиум. Интерьер собора выявляет тектонику в плавном ритме плоскостей. Стол­бы чередуются с колоннами, трифорий представляет собой простые аркады с трехчастными арочными пролетами, в том же виде повторяющимися на боковых фасадах.

Самым сохранным комплексом, продолжающим линию Модены, является Пармский собор с кампанилой и баптистерием (после 1117). Собор имеет выносное крыльцо, плоские наложенные арки, сквозные галереи. Важная деталь – появление небольшого клерестория.Подобные поиски нового композиционного ритма, порождаю­щего высокую сгармонированность масс и плоскостей, характерны, не­смотря на различие достигнутых результатов, для всей архитектуры Эми­лии и Паданской низменности. Сооружения, близкие к собору в Модене, возводятся в Нонантоле, Пьяченце, Кремоне, Фиденце, Ферраре, Анконе.

Тоскана представляет собой совершенно особую территорию. Доминион Матильды Тосканской являлся средоточием крупных богатых городов: Флоренция, Пиза, Лукка, Пистойя, Ареццо. Большинство из них были самостоятельными городами-государствами. Тоскана создала свою уникальную интерпретацию романской архитектуры – инкрустационный стиль, тесно связанный впоследствии с Проторенессансом.

Реанимация и расцвет культурной жизни во Флоренции начинается с Х в., с активизации теоретичес­ких богословских споров в городе. Теолог Св. Пётр Дамиани учил, что нет на­добности в логическом доказательстве, ибо истина сама по себе рацио­нальна и ее доказательство заключено в ясности изложения и его форме. С помощью этого тезиса бенедиктинского происхождения пытались разрешить противоречие между истиной и недоказуемостью религиоз­ных догм. Если равенство «рациональность-истинность» проявляется в самом изложении или в его форме, то отпадает надобность в доказатель­ной аргументации. Следовательно, геометрические формы с непосредственной очевид­ностью обнаруживают собственную рациональность. Следовательно, ар­хитектура должна основываться на очевидности геометрических форм. Таким образом, конструктивные принципы романского стиля вновь под­водят к классическому представлению о пространстве не как о соотноше­нии сил, а как о соотношении форм. «Рациональность, равная истиннос­ти», должна быть не только очевидной и наглядной, но и вечной идеей. И в самом деле, флорентийская (и вообще тосканская) архитектура основывается на зеркальных мраморных плоскостях, инкрустированных геометрическими узорами, выполненными в двух контрастирующих цветах. И то, что выражается в узорах, или «геометризируется», — это не аб­страктная идея пространства, а конструктивная логика романской архи­тектуры.

Церковь Сан Миниато аль Монте во Флоренции (1066) – одна из первых построек такого рода. Это плоско крытая базилика типа тонкостенная на колоннах (раннее христианство). Наложенная пятичастная аркада – воспоминание об экзонартексе. Её арки имеют абсолютно правильные полуциркульные очертания, колонны также имеют правильные пропорции, но без энтазиса (Флоренция – единственная область, более менее бережно хранившая античный ордер). Тело базилики полностью инкрустировано: расчерчено лекальной сеткой, повторяющей структуру раннехристианской базилики. Апсида и фасад имеют также мозаичную декорацию, в интерьере есть епископская кафедр – отсылка к раннехристианскому времени. На крыше помещён ангел: типичная для Тосканы деталь. Церковь Бадии во Фьезоле (1070 – 1150) имеет похожую на Сан Миниато двухъярусную аркаду в три арки. Колонны и арки наложены на стену, а верхний ярус и вовсе аппликационный. Баптистерий Сан Джованни (1066-1150) представляет собой октогон с контрфорсами и яйцевидным куполом, скрытым 8-скатной кровлей. Инкрустацией его фасады разобраны на правильные пропорциональные элементы, причём  в каком-то смысле применена римская схема повышения тяжести ордера. В нижнем ярусе это мощные выпуклые пилястры зелёного мрамора, во втором – это зелёно-белые пилястры, поддерживающие наложенную аркаду, а в верхнем они белые на белом же фоне. В Пизе на Кампо Деи Мираколи с 1063 по 1350 г. строится соборный комплекс, включающий сейчас Собор, Баптистерий, Кампанилу и Кладбище Кампосанто. Собор, построенный архитектором Бускетто в 1118 г., представляет собой 3 составленные базилики, на пересечении которых на восьмигранном основании покоится овальный купол (такая форма вызвана разницей в ширине между трансептом и телом базилики). Купол этот двухслойный: конусообразный шатёр скрыт лотковой конструкцией. Главным декоративным элементом так же, как и во враждебной Флоренции (Пиза, к слову, была тогда намного богаче, будучи морской державой в устье Арно), является наложенная аркада. Но в Пизе с ордером и прочими римскими элементами обходятся намного вольнее. В аркаде треугольного фронтона все колонны меняют свою высоту сообразно с высотой карниза, а кессоны неожиданно перемещаются на стену. С Сардинии были принесены мусульманские 8- и 6-гранные звёзды, украшающие стены. В интерьере базилика имеет плоское перекрытие. Баптистерий (1153) имеет сложное, двойной кривизны, перекрытие – конус, обстроенный восьмисекционным лотковым куполом. Кампанила (н.стр. 1174) имеет не совсем обычную форму – она круглая в плане (необычности ей придаёт и крен в 5 м), украшенная во всех ярусах свободно стоящими аркадами. Этот типичный пизанский мотив – свободно стоящая аркада – был повторён в церквях в Лукке. Также по-пизански теряется модуль в колоннах: колонны фронтонов имеют разную высоту. Примеры – Сан Мартино и Сан Микеле (обе кон. XII – нач. XIII в.). Сан Мартино имеет экзонартекс с аркадой правильных пропорций, а Сан Микеле имеет удивительный, экранный фронтон, не имеющий интерьера. Это просто плоская треугольная стенка с прорезанным в небо окном-розой и наложенной аркадой с меняющимся по высоте ордером. Наверху помещена статуя Св. Архангела Михаила.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия