Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Примеры решения задач
контрольной работы
Электротехника
Общая электротехника
Примеры решения задач
Физика
Методичка
Лекции и конспекты
Лабораторные работы
Телевидение лабораторные
Расширенный конспект лекций
по курсу «Физика»
Примеры решения задач по физике
Измерительные системы
Лекции по термодинамике
Двигатели внутреннего сгорания
Механика, термодинамика
Атомная энергетика
Атомные электрические станции
Описание реакторной установки
Реакторы типа РБМК-1000
Физические принципы атомной энергетики
Черчение
Инженерная графика
Сопромат
Выполнение курсовой работы по сопромату
Машиностроительное черчение
Архитектурные стили
Французский стиль в русской архитектуре
Искусство борокко
Готика Франции
Эпоха Возрождения
Романский стиль
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
Роспись тканей в Японии
Декоративное искусство Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик
Математика
Дифференциальные уравнения
Ряды
Интегралы
Примеры вычисления интегралов
Элементарная математика
Высшая математика -
лекции , примеры решения задач
Информатика
Информационная безопасность
Модели управления доступом
Разграничение доступа
Вычислительные комплексы
Учебник по информатике
Общие принципы построения
вычислительных сетей
Основы передачи дискретных данных
Базовые технологии локальных сетей
Построение локальных сетей по
стандартам физического
и канального уровней
Сетевой уровень
Глобальные сети
Средства анализа и управления сетями
Почтовые программы
Примеры скриптов на JavaScript
Примеры программирования на Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

Искусство первого романского стиля

Развитие романики неоднородно. Первые поиски новых архитектурных решений относятся к 950-1080-м гг. и называются искусством первого романского стиля. Этот стиль охватывает Францию, Бургундию, Испанию (Леон) и Германию. Италия, за исключением Ломбардии, в период до 1000 г. в наименьшей степени интересуется практикой возведения сводов, продолжая традиции «родной» раннехристианской архитектуры. Бургундия становится центром новых исканий благодаря своему положению между Италией (ломбардские каменщики) и Францией (аббатство Клюни).

Сен Мартен дю Канигу (построен в 20-е гг. XI в).

Аббатский храм, возведенный на скале и окруженный пропастями.

Состоит из 2х церквей: нижней и верхней. Каменная кладка неровная, неравномерная, что свидетельствует о несовершенстве навыков строительства в камне; маленькие узкие окна, прорезывающие толстые стены, удерживающие каменный свод. Нижняя церковь: 3 нефа, разделенные массивными колоннами, апсида с алтарем. Но это не крипта, а именно нижняя церковь (крипта – это подземное помещение в восточной части храма, где хранится к-л святыня). Верхняя церковь: освещение очень слабое, приподнятое пространство хора, достаточно примитивные своды нефов и апсиды. 3 апсиды, в каждой свой алтарь: имеют разное посвящение. Декор почти не сохранился (неизвестно, бил ли он вообще): остались только рельефы на капителях.

Более Кр. Люб. никаких храмов в первом романском стиле не называла. Тем не менее, отметим еще несколько построек и характерные черты.

Храмы, построенные до 1000 г., в большей степени сохраняют типологию каролингских базилик. Во Франции в монастыре Клюни была построена церковь, так называемая Клюни-2 X века (955-981), которая сохранила прежний бенедиктинский план прямоугольного хора, завершенного тремя апсидами из которых центральная выступала вперед. План подчинен как требованиям литургии, так и замкнутому характеру монастырской жизни. Он сразу получил широкое распространение, особенно в строительстве монастырских церквей в Нормандии, Швейцарии, Германии, Скандинавии. Параллельные (эшелонированные) апсиды обеспечивали хорошую одновременную обозримость всех реликвий для сравнительно немногочисленных монахов, но такой план не мог обеспечить обозримость всех реликвий  движущемуся потоку паломников. Пятинефный собор в Орлеане (990-1003) наряду сразросшимся трёхнефным трансептом, эмпорами (которые появляются и широко распространяются в романскую эпоху) и вестверком имел деревянные перекрытия. Церковь Сен-Реми в Реймсе (1049) подытожила пространственную эволюцию больших каролингских базилик, трехнефных с трёхнефным же трансептом, эмпорами и боковыми нефами. Первоначально она имела параллельные апсиды, которые потом были заменены кольцевым обходом и венцом капелл. За исключением цилиндрических сводов боковых нефов трансепта перекрытия были деревянные. Если в крупных церквях происходят заметные изменения, то небольшие церкви дольше сохраняли пространственные особенности культовой архитектуры Каролингов: простоту плана, отсутствие эмпор, сравнительно низкую аркаду на массивных гладких прямоугольных в плане опорах. Все они имели деревянные перекрытия. Эльзасская церковь Сент-Этьен аббатства Виньори самого начала XI в. имеет плоско перекрытый центральный неф и сводчатые боковые. Так же перекрыта и леонская церковь Сан Мигель де Эскалада того же времени. Деревянные перекрытия имеют определённый набор преимуществ перед каменными сводами: кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. А поскольку проблема освещения – одна из главных в храмовом строительстве, то этим во многом объясняется длительное сохранение именно этого типа перекрытий. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции.

Памятники первого романского стиля на территории Германии относятся к периоду правления династии Оттонов (936-1002). Несмотря на преемственную связь с каролингской придворной культурой, немецкое искусство этой поры несет на себе глубокий отпечаток самобытности. Эта двойственность проявлялась во многом из-за непрочной централизации самого государства. Наибольшее значение имели следующие школы:

саксонская

вестфальская

рейнская.

С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы. Здесь господствует тип

плоско перекрытой базилики

в три нефа с базиликальным разрезом

частым рядом колонн, сохраняющих более-менее античные пропорции

+ (местное)

две апсиды

два трансепта

два средокрестия

отсутствие деамбулатория

Важное значение имело использование строительного опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Так, непосредственным прообразом для некоторых сооружений послужила церковь Клюни-2 (981 г.), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком (посредником при распространении стал, естественно, бенедиктинский орден). Церковь Св. Михаила в Хильдесхайме (1010-1086) имеет двустороннюю ориентацию, и эта двойственность архитектурного образа дополнительно подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции.

Важной чертой является связанная система опор. Каждая травея центрального нефа соответствует двум травеям боковых. Для более высокого и крупного центрального нефа нужны более мощная опора, и и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный квадратный в сечении столб (церковь Св. Кириака в Гернроде, 960), или же две колонны чередуются с таким же столбом (церковь Св. Михаила в Хильдесхейме). Такое расположение опор разделяет внутреннее пространство на отдельные ячейки и создает определенный ритм. Опоры несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием. Интересным памятником этой школы является церковь в Гернроде (построена после 960 г.), дающая яркое представление о немецкой архитектуре раннероманского периода. Здесь особенно ясно выражена статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов. Чрезвычайно скупой архитектурный декор, редко и высоко расположенные окна подчеркивают глухую плоскость стен и придают всему сооружению несколько сумрачный, крепостной характер Та же система чередования опор повторяется и в немецком соборе в Майнце (н.стр. 975/976).

Для Франции качественно новый этап открывает аббатство Жюмьеж (1067). Недостроенная церковь аббатства представляет собой Т-образную двубашенную базилику с эмпорами. Центральный неф также должен был иметь плоское перекрытие, зато боковые завершались крестовыми сводами. Здесь впервые появляется система чередования опор, и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный кантонированный пилон. Бургундская церковь Сен Филибер в Турню (нач.XI в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие. Важным элементом декора романского храма является появление на исходе первого романского стиля монументальной скульптуры. Она полностью подчинена архитектурным формам и занимает капители колонн, порталы, фасадные стены. До этого главным средством декорации храмов были ломбардские нишки в стене.

Паломнические базилики

Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Однако и до этой церкви добраться было непросто: римская система дорог была разрушена, и средневековые паломники шли по тропам, дорожкам, петлявшим между несколькими фиксированными пунктами. Передвижение толп обеспечивал основанный в 1059 г. орден августинцев.

Паломнические базилики – особого типа базилики бургундской школы, расположенные на перевалочных пунктах по пути в Сантьяго-де-Компостела. Было 4 крупных церкви с местными реликвиями и множество базилик поменьше, полностью утраченных (первые две не дошли до наших дней).

Сен-Марсьяль в Лиможе

Сен Мартен в Туре (1050, перестроена в XVII в.)

Сент Фуа в Конке (1041(1052) - 1090(1095)). По другим источникам: конец 11 нач 12 вв, 1120г – датирована скульптура, что означает, что к этому времени храм уже возведен.

Сен Сернен в Тулузе (1080-1095)

Последней, пятой базиликой была Сантьяго-де-Компостела.

Все эти церкви однотипны. Их архитектурный облик составляют:

имеют три или пять нефов и эмпоры, как правило, обходившие весь периметр здания на двух уровнях: нужно вместить огромное количество народа

Клересторий отсутствует, двускатная крыша перекрывает все три нефа, и таким образом, отсутствует базиликальный разрез

Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые – крестовыми, галереи – полуцилиндрическими. Высота центрального нефа=2 высоты боковых нефов. Ширина центрального нефа=2 ширины бокового. Такой же принцип перекрытия, высоты и ширины сохранялся в трансепте.

Трансепт также имеет 3хнефное устройство и аналогичный принцип перекрытия: центральный неф – полуциркульный свод, боковые – крестовые. Высота центр нефа=высоте центр среднего нефа трансепта. Высота боковых нефов=высоте бок нефов трансепта.

Паломники шествовали вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращались по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая таким образом молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.

Отсутствие клерестория порождало проблему освещения. Вся скульптурная декорация переходит в деамбулаторий, клуатр и на западный фасад, а в церкви появляется световая башня или световой трансепт.

Базилика Сент Фуа в Конке имеет непропорционально короткий центральный неф (22 м в высоту и меньше 7 м в ширину) и очень длинный трансепт. Западный фасад ее фланкирован двумя прямоугольными башенками. Над средокрестием находится восьмигранная башня на тромпах – световая. Окнами прорезаны также торцевые стороны трансепта и стены боковых нефов в нижнем ярусе. На южном рукаве трансепта находится цилиндрическая башня с винтовой лестницей. Крипту можно увидеть через окошечки-finestelle.

Сен-Сернен в Тулузе (Лангедок) – пятинефная базилика с развитым трансептом и хором, построенная для хранения мощей епископа Сернина. Высокий цилиндрический свод нефа укреплен подпружными арками, которые членят внутреннее пространство, раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. Эмпоры обходят сплошь весь периметр здания, включая трансепт и хор.

Далее характеристика храма по лекции Кр. Люб.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия