Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Графика
Начерталка

Математика

Лабы

 

Искусство первого романского стиля

Развитие романики неоднородно. Первые поиски новых архитектурных решений относятся к 950-1080-м гг. и называются искусством первого романского стиля. Этот стиль охватывает Францию, Бургундию, Испанию (Леон) и Германию. Италия, за исключением Ломбардии, в период до 1000 г. в наименьшей степени интересуется практикой возведения сводов, продолжая традиции «родной» раннехристианской архитектуры. Бургундия становится центром новых исканий благодаря своему положению между Италией (ломбардские каменщики) и Францией (аббатство Клюни).

Сен Мартен дю Канигу (построен в 20-е гг. XI в).

Аббатский храм, возведенный на скале и окруженный пропастями.

Состоит из 2х церквей: нижней и верхней. Каменная кладка неровная, неравномерная, что свидетельствует о несовершенстве навыков строительства в камне; маленькие узкие окна, прорезывающие толстые стены, удерживающие каменный свод. Нижняя церковь: 3 нефа, разделенные массивными колоннами, апсида с алтарем. Но это не крипта, а именно нижняя церковь (крипта – это подземное помещение в восточной части храма, где хранится к-л святыня). Верхняя церковь: освещение очень слабое, приподнятое пространство хора, достаточно примитивные своды нефов и апсиды. 3 апсиды, в каждой свой алтарь: имеют разное посвящение. Декор почти не сохранился (неизвестно, бил ли он вообще): остались только рельефы на капителях.

Более Кр. Люб. никаких храмов в первом романском стиле не называла. Тем не менее, отметим еще несколько построек и характерные черты.

Храмы, построенные до 1000 г., в большей степени сохраняют типологию каролингских базилик. Во Франции в монастыре Клюни была построена церковь, так называемая Клюни-2 X века (955-981), которая сохранила прежний бенедиктинский план прямоугольного хора, завершенного тремя апсидами из которых центральная выступала вперед. План подчинен как требованиям литургии, так и замкнутому характеру монастырской жизни. Он сразу получил широкое распространение, особенно в строительстве монастырских церквей в Нормандии, Швейцарии, Германии, Скандинавии. Параллельные (эшелонированные) апсиды обеспечивали хорошую одновременную обозримость всех реликвий для сравнительно немногочисленных монахов, но такой план не мог обеспечить обозримость всех реликвий  движущемуся потоку паломников. Пятинефный собор в Орлеане (990-1003) наряду сразросшимся трёхнефным трансептом, эмпорами (которые появляются и широко распространяются в романскую эпоху) и вестверком имел деревянные перекрытия. Церковь Сен-Реми в Реймсе (1049) подытожила пространственную эволюцию больших каролингских базилик, трехнефных с трёхнефным же трансептом, эмпорами и боковыми нефами. Первоначально она имела параллельные апсиды, которые потом были заменены кольцевым обходом и венцом капелл. За исключением цилиндрических сводов боковых нефов трансепта перекрытия были деревянные. Если в крупных церквях происходят заметные изменения, то небольшие церкви дольше сохраняли пространственные особенности культовой архитектуры Каролингов: простоту плана, отсутствие эмпор, сравнительно низкую аркаду на массивных гладких прямоугольных в плане опорах. Все они имели деревянные перекрытия. Эльзасская церковь Сент-Этьен аббатства Виньори самого начала XI в. имеет плоско перекрытый центральный неф и сводчатые боковые. Так же перекрыта и леонская церковь Сан Мигель де Эскалада того же времени. Деревянные перекрытия имеют определённый набор преимуществ перед каменными сводами: кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. А поскольку проблема освещения – одна из главных в храмовом строительстве, то этим во многом объясняется длительное сохранение именно этого типа перекрытий. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции.

Памятники первого романского стиля на территории Германии относятся к периоду правления династии Оттонов (936-1002). Несмотря на преемственную связь с каролингской придворной культурой, немецкое искусство этой поры несет на себе глубокий отпечаток самобытности. Эта двойственность проявлялась во многом из-за непрочной централизации самого государства. Наибольшее значение имели следующие школы:

саксонская

вестфальская

рейнская.

С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы. Здесь господствует тип

плоско перекрытой базилики

в три нефа с базиликальным разрезом

частым рядом колонн, сохраняющих более-менее античные пропорции

+ (местное)

две апсиды

два трансепта

два средокрестия

отсутствие деамбулатория

Важное значение имело использование строительного опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Так, непосредственным прообразом для некоторых сооружений послужила церковь Клюни-2 (981 г.), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком (посредником при распространении стал, естественно, бенедиктинский орден). Церковь Св. Михаила в Хильдесхайме (1010-1086) имеет двустороннюю ориентацию, и эта двойственность архитектурного образа дополнительно подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции.

Важной чертой является связанная система опор. Каждая травея центрального нефа соответствует двум травеям боковых. Для более высокого и крупного центрального нефа нужны более мощная опора, и и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный квадратный в сечении столб (церковь Св. Кириака в Гернроде, 960), или же две колонны чередуются с таким же столбом (церковь Св. Михаила в Хильдесхейме). Такое расположение опор разделяет внутреннее пространство на отдельные ячейки и создает определенный ритм. Опоры несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием. Интересным памятником этой школы является церковь в Гернроде (построена после 960 г.), дающая яркое представление о немецкой архитектуре раннероманского периода. Здесь особенно ясно выражена статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов. Чрезвычайно скупой архитектурный декор, редко и высоко расположенные окна подчеркивают глухую плоскость стен и придают всему сооружению несколько сумрачный, крепостной характер Та же система чередования опор повторяется и в немецком соборе в Майнце (н.стр. 975/976).

Для Франции качественно новый этап открывает аббатство Жюмьеж (1067). Недостроенная церковь аббатства представляет собой Т-образную двубашенную базилику с эмпорами. Центральный неф также должен был иметь плоское перекрытие, зато боковые завершались крестовыми сводами. Здесь впервые появляется система чередования опор, и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный кантонированный пилон. Бургундская церковь Сен Филибер в Турню (нач.XI в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие. Важным элементом декора романского храма является появление на исходе первого романского стиля монументальной скульптуры. Она полностью подчинена архитектурным формам и занимает капители колонн, порталы, фасадные стены. До этого главным средством декорации храмов были ломбардские нишки в стене.

Паломнические базилики

Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Однако и до этой церкви добраться было непросто: римская система дорог была разрушена, и средневековые паломники шли по тропам, дорожкам, петлявшим между несколькими фиксированными пунктами. Передвижение толп обеспечивал основанный в 1059 г. орден августинцев.

Паломнические базилики – особого типа базилики бургундской школы, расположенные на перевалочных пунктах по пути в Сантьяго-де-Компостела. Было 4 крупных церкви с местными реликвиями и множество базилик поменьше, полностью утраченных (первые две не дошли до наших дней).

Сен-Марсьяль в Лиможе

Сен Мартен в Туре (1050, перестроена в XVII в.)

Сент Фуа в Конке (1041(1052) - 1090(1095)). По другим источникам: конец 11 нач 12 вв, 1120г – датирована скульптура, что означает, что к этому времени храм уже возведен.

Сен Сернен в Тулузе (1080-1095)

Последней, пятой базиликой была Сантьяго-де-Компостела.

Все эти церкви однотипны. Их архитектурный облик составляют:

имеют три или пять нефов и эмпоры, как правило, обходившие весь периметр здания на двух уровнях: нужно вместить огромное количество народа

Клересторий отсутствует, двускатная крыша перекрывает все три нефа, и таким образом, отсутствует базиликальный разрез

Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые – крестовыми, галереи – полуцилиндрическими. Высота центрального нефа=2 высоты боковых нефов. Ширина центрального нефа=2 ширины бокового. Такой же принцип перекрытия, высоты и ширины сохранялся в трансепте.

Трансепт также имеет 3хнефное устройство и аналогичный принцип перекрытия: центральный неф – полуциркульный свод, боковые – крестовые. Высота центр нефа=высоте центр среднего нефа трансепта. Высота боковых нефов=высоте бок нефов трансепта.

Паломники шествовали вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращались по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая таким образом молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.

Отсутствие клерестория порождало проблему освещения. Вся скульптурная декорация переходит в деамбулаторий, клуатр и на западный фасад, а в церкви появляется световая башня или световой трансепт.

Базилика Сент Фуа в Конке имеет непропорционально короткий центральный неф (22 м в высоту и меньше 7 м в ширину) и очень длинный трансепт. Западный фасад ее фланкирован двумя прямоугольными башенками. Над средокрестием находится восьмигранная башня на тромпах – световая. Окнами прорезаны также торцевые стороны трансепта и стены боковых нефов в нижнем ярусе. На южном рукаве трансепта находится цилиндрическая башня с винтовой лестницей. Крипту можно увидеть через окошечки-finestelle.

Сен-Сернен в Тулузе (Лангедок) – пятинефная базилика с развитым трансептом и хором, построенная для хранения мощей епископа Сернина. Высокий цилиндрический свод нефа укреплен подпружными арками, которые членят внутреннее пространство, раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. Эмпоры обходят сплошь весь периметр здания, включая трансепт и хор.

Далее характеристика храма по лекции Кр. Люб.

Машиностроительное черчение, инженерная графика, начертательная геометрия